Как в России умер русский хоккей
В Англии футбол и регби — главные по популярности виды спорта в стране. В Америке миллионы чтят никому не понятные за рубежом бейсбол и американский футбол, в довольно атеистичной Канаде религию заменил хоккей с шайбой.
Чем мы хуже Европы и Северной Америки? Вроде бы в спортивном патриотизме им точно не уступим. Но Россия свой национальный вид спорта забыла, хотя все условия для его развития есть. Имя ему — хоккей с мячом, или русский хоккей.
Более самобытное спортивное действо в Европе, а то и мире найти сложно. Только здесь были возможны матчи на открытом воздухе в 41-градусный мороз (рекорд чемпионатов России), да еще и с несколькими тысячами зрителей на трибунах. Только тут вплоть до последних лет действовало негласное разрешение на распитие спиртных напитков на трибунах, а кое-где их даже разносили в канистрах по рядам.
Именно из русского хоккея в СССР вырос тот великий хоккей с шайбой, в котором потом блистала великая "Красная машина" — так, брал Кубок СССР по этому виду спорта будущий великий хоккеист и футболист Всеволод Бобров, а из последних примеров можно вспомнить нашего энхаэловца и действующего игрока клуба КХЛ "Металлург" (Магнитогорск) Александра Сёмина, прошедшего в молодости школу игры плетеным мячом. Россия — 24-кратный чемпион мира, лучше мы могли бы выступать разве что в мундиалях по городкам, если такие бы проводились.
А еще в 90-х в регионах конкурентов этому виду спорта не было — по популярности хоккей с мячом был вторым в России с посещаемостью 5500 зрителей на матче. Какие только населенные пункты нашей необъятной страны не были представлены в элите — Березники, Ленинск-Кузнецкий, Усть-Илимск, Оренбург, Омск, Екатеринбург, Абакан, Воткинск...
Однако за последние годы ситуация резко изменилась. Из вышеупомянутых городов в Суперлиге не осталось ни одного, единицы остались в Высшей лиге. Русский хоккей так и остался своеобразной отдушиной для любителей "старой школы", собирающихся в мороз с согревающими напитками на скамейках древних стадионов. Использовать это как "фишку", чтобы удержаться в нише традиционного национального вида спорта, не удалось.
Сегодня состоялись очередные выборы президента Федерации хоккея с мячом России. Действующий глава организации Борис Скрынник руководит ей уже 7 лет и переизбрался на очередной срок. Единогласно. По совместительству Скрынник является президентом Международной федерации бенди (английское название русского хоккея). Но болельщики, клубы и игроки буквально в бешенстве от того, что происходило в последние годы в хоккее с мячом. Русский хоккей дышит на ладан, если вообще ещё способен дышать.
Из элитного дивизиона в составе 24 клубов осталось 12. Посещаемость упала до 2400 человек на матче. Судейские скандалы сотрясают лигу чуть ли не каждый месяц. Русский хоккей практически не представлен на телевидении и в электронных СМИ. А российские игроки начали массово уезжать играть в чемпионат Швеции — к извечному сопернику наших в этом виде спорта.
Во многом это стало следствием того, что с нынешнего сезона организаторы соревнований по совету государственных чиновников (в СМИ упоминается имя помощника Президента Игоря Левитина) решили увеличить количество матчей в сезоне до 60 — видимо, по образу и подобию главного конкурента — "шайбы". Вот только не были учтены ни разница в нагрузках, ни увеличение трат клубов. А одной из самых ярких инициатив федерации (правда, нереализованной) за последние годы было проведение финала чемпионата России за полярным кругом в Нарьян-Маре с доставкой туда игроков на оленях или вертолётами.
В международном хоккее не лучше — в него на высоком уровне играют 3—4 сборные (Россия, Швеция, Финляндия и Казахстан, чей состав собран из получивших гражданство этой страны русских игроков). Пожалуй, единственная удачная пиар-кампания — создание сборной Сомали из шведских беженцев, которая даже забивает голы на чемпионатах мира.
На последней неделе поступили новости о финансовых проблемах еще у 2 клубов высшего дивизиона — чемпиона России-2010/11 казанского "Динамо" и одного из самых старых клубов России кировской "Родины", основанного в 1934 году. Они снялись с начавшегося в выходные Кубка России, а вчера клуб из Татарстана, который перед сезоном привлёк в свой состав лучшего нападающего России Евгения Иванушкина, расторг контракты с большей частью игроков основного состава, включая свою новоприобретённую звезду.
Чуть раньше снялся с Суперлиги легендарный красногорский "Зоркий", призёр чемпионатов СССР 70—80-х годов. Лайф поговорил с сотрудниками, тренерами и игроками нескольких клубов Суперлиги, и все в один голос заявили — дальше так нельзя. Главный национальный вид спорта скоро, по сути, прекратит существование в стране, которая его изобрела.
Вот что Лайфу эмоционально рассказал один из экс-сотрудников "Зоркого":
— Все вопросы надо адресовать тем, кто развалил наш клуб. А это новый руководитель района Сапунов и губернатор Подмосковья Воробьёв. Говорят, что денег на профессиональный спорт нет, а вкладывать надо в массовый. Почему клуб, которым красногорцы жили поколениями, не заслуживает денег и не может быть массовым, я не понимаю.
Вторая проблема — отношения с федерацией и регламент чемпионата. Всё начало рушиться при Скрыннике. Взнос для участия в Суперлиге растёт год от года. Хотелось бы задать вопрос федерации — а куда идут наши деньги? Где финансовая отчетность? Не говоря уже о том, что сказать ни один тренер и игрок ничего не может, за любую критику следует мгновенный штраф. Вспомните 2,5-годичную дисквалификацию нашего тренера за выражение "гастарбайтер" (в сезоне-2014/15 тренер подмосковной команды был наказан таким образом после того, как применил этот термин к шведскому вратарю хабаровской команды "СКА-Нефтяник", травмировавшему его подопечного. — Прим. Лайфа).
Мнение людей из клуба, снявшегося с чемпионата-2016/17, подтверждает и один из лучших игроков в истории вида спорта и действующий тренер чемпиона страны и обладателя Кубка мира "Енисея" Сергей Ломанов. Он охарактеризовал ситуацию как катастрофическую. И назвал главного виновника — действующего президента ФХМР Бориса Скрынника.
— В его руках и весь хоккей, и судейский корпус, он контролирует все взносы, которые платят клубы в федерацию, а куда идут эти деньги, никто не знает. Это просто его личный бизнес. В русский хоккей должны прийти профессионалы, — в пример прославленный тренер приводит КХЛ. — Надо создавать свою лигу отдельно от федерации, должны прийти люди с идеями, которых любят в нашем виде спорта. Но это невозможно — все запуганы, молчат, все должны петь под дудку президента. Почему мы боимся, что нам могут что-то сделать? Максимум, что может произойти — начнут топить судьи. И что?
— За последние годы из нашего хоккея ушли все заслуженные мастера спорта, — продолжает Сергей Иванович. — Их просто выдавливают. Мы можем ждать помощи от министра, президента, но у них, видимо, и без нас дел хватает. Зато виден конечный результат — 8 лет назад в России было почти 70 профессиональных клубов, сейчас 35. Хоккей буквально развален. Мне просто интересно, кто на ближайших выборах поддержит президента? Никто даже не дал выдвинуть какого-нибудь альтернативного кандидата, на весь процесс выдвижения отвели лишь 5 дней! А у клубов представительства в федерации вообще нет, мы к выборам отношения как бы не имеем, о чём мы кричать-то будем? И самое главное — нас принял президент России, были даны поручения по развитию русского хоккея — мне интересно, что-нибудь было выполнено? Очень обидно за наш спорт, его незаслуженно забыли.
Собеседники в различных спортивных СМИ рассказывают, что пытались работать над организацией трансляций на телевидении и освещением русского хоккея в Интернете и печатных СМИ, но это оказалось не нужно самой федерации. Хоккей на ТВ присутствует пару раз в год во время чемпионатов мира и финала чемпионата России — и доказывает своей зрелищностью право попадать туда чаще. Посмотрите хотя бы на эту концовку финала чемпионата мира 2015 года между Россией и Швецией, ознаменовавшейся одним из лучших камбэков в спортивной истории:
На примере кировского клуба "Родина" хорошо видно то, как большой 500-тысячный город идёт к тому, чтобы остаться без своего единственного профессионального спортивного клуба. Несколько игроков и тренеров клубов Суперлиги, знакомых с ситуацией в команде, поведали Лайфу о последних событиях в клубе.
— Тяжёлая ситуация в клубе возникла не вчера. Команда в течение многих лет была включена в областной бюджет. Пришёл новый губернатор Никита Белых, который статью расходов на содержание "Родины" убрал. Да, надо отдать должное губернатору, в сложный момент в минувшем сезоне он добился помощи от РЖД, которая помогла завершить чемпионат. Но, по сути, у клуба осталось только два источника — городской бюджет, который выделил на прошедший сезон 11 миллионов рублей, и завод "Лепсе". При этом минимальный бюджет клуба Суперлиги должен составлять 65 миллионов — просто чтобы существовать и участвовать в чемпионате в качестве безнадёжных аутсайдеров.
Источник рассказывает:
— Перед командой каждый год ставили цели заканчивать чемпионат на высоких местах, входить в восьмёрку, и мы это делали, забирались и довольно высоко. А доходов не поступало — расходы из года в год превышали содержащиеся в клубе деньги. По логике перед сезоном — и так когда-то и было — все наши спонсоры собирались и определяли, кто какую долю вносит в бюджет клуба. В этом году этого сделано не было, он определялся по методу "пальцем в небо". Понимаете, можно прописать любую цифру на расходы в бюджете, только от этого доходы клуба не увеличатся. В итоге мы дошли до ситуации, когда в клубе 0 рублей 0 копеек. У нас арестованы 3 счёта из-за неуплаты налогов, против директора клуба заведено уголовное дело, мы не можем даже заключить государственный контракт на содержание детской спортивной школы. Сейчас идут регулярные совещания с региональными властями. На последнем из них было решено, что клуб будет жить, нам дадут кредит на погашение долгов по налогам, чтобы можно было реанимировать команду и как-то существовать. Но пока ситуация далека от решения.
Интересно, что лишь в России клубы по хоккею с мячом носят статус профессиональных. В Швеции, несмотря на высокий статус чемпионата, официально клубы полупрофессиональны, а ситуации, когда действующие игроки занимаются бизнесом или работают параллельно, повсеместны.
Никто не спорит, что спорт в России совершенно не имеет отношения к бизнесу, и даже российские футбольные клубы не окупаются. Это неизбежно подсаживает все команды в регионах на иглу зависимости от местных бюджетов. Но не снимает при этом вопроса о расходовании средств чиновниками и эффективной организации спортивных соревнований федерациями — особенно учитывая размеры страны и огромные расходы клубов на транспорт.
Один из игроков команды Суперлиги подтверждает сложные финансовые отношения клубов с федерацией:
— Любому клубу каждый год нужны деньги на взнос за участие в Суперлиге. И хотя мы платим ФХМР немалые деньги, её роль в развитии хоккея нулевая, куда потом отправляются эти средства — непонятно. Аналогично со спонсорской помощью: не секрет, что помощь в развитии хоккея федерации оказывает "Сургутнефтегаз", было выделено 100 миллионов рублей, а куда отправились эти деньги, никто не увидел.
— Клубы просто содержат федерации, причём некоторые из команд не платят взнос, а остальные их просто содержат. При этом в нынешнем сезоне он снова вырос — на 15%, с 5,3 миллиона рублей до 6 миллионов. Это просто абсурд! 2 миллиона рублей мы платим за работу судейского корпуса, который потом творит, что хочет. И это в такой сложной экономической ситуации, которая есть сейчас в регионах! Клубы, по сути, в рабстве у федерации. Все знают об этой ситуации — игроки, тренеры, работники всех клубов, но говорят об этом, как в советское время, на кухне, — продолжает игрок.
На вопрос о том, возможен ли в ответ на такое отношение чиновников выход клубов из федерации, как в хоккее с шайбой, источник говорит:
— Все боятся. Нам нужен лидер-паровоз, который бы повёл за собой. Вы посмотрите на футбол — 2 человека перед выборами президента РФС берут и снимают кандидатуры в пользу Виталия Мутко. То же самое и у нас. Выборы безальтернативные. При том, что хоккей за 7 лет правления Скрынника практически умер. Вы посмотрите, сколько клубов закончили существование за последние годы! Единственное, что спасает президента — победы сборной на чемпионатах мира, но выигрывает она вопреки. Были попытки зайти в более высокие эшелоны власти, через министерство спорта. Но ФХМР — это общественная организация со своим уставом. Ей никто не указ. Скрынник и его свита создали свой мир и живут в нём, не обращая внимания на развитие спорта.
И как будто в подтверждение этих слов нашего собеседника, в день, когда расформировывалось "Динамо-Казань", Федерация хоккея с мячом провела освящение своего офиса, выбрала себе покровителя — Александра Невского, и обзавелась днём своих именин. Действительно, куда уж тут до земных проблем и развития спорта...