Достояние Орловщины с боем вернули с Кипра
О залежах нефти с газом в Орловской области речи никогда и не шло, зато наш регион оказался сказочно богат на минералы, которые способны очищать всё подряд. В том числе от химических и ядерных загрязнений.
Речь идёт о цеолитах, которые уже более 20 лет добывают в Хотынецком районе. Ими уже заинтересовались даже в высшем руководстве коммунистической партии Китая и инвестируют деньги в добычу.
Но кажется, не сегодня – завтра за цеолиты начнётся перестрелка. Ведь уже около 10 лет за крупнейшее уникальное месторождение идёт серьёзная и опасная борьба. Тут всё: кипрские фирмы, миллиардные кражи, рейдерские захваты, смерть под колесами поезда… Что уж говорить о десятках уголовных дел и потере сотен миллионов рублей облбюджета. О цеолитных реалиях ОрелТаймс рассказал директор предприятия, добывающего минералы в Орловской области, Павел Тарасов. – Некоторые считают, что цеолиты – это орловская нефть. Это так? В чём их ценность?
– Цеолит – минерал, который впитывает и фильтрует воду на атомном уровне. Его применяют в быту, в сельском хозяйстве – в растениеводстве цеолиты улучшают почву, в строительстве для производства высокопрочного бетона. Их роль так высока, что они могут применяться вплоть до очистки окружающей среды от последствий различных загрязнений – и химических, и даже ядерных. И это особенно актуально сегодня.
– Правильно я понимаю, что если в Оку, например, выгрузить несколько самосвалов цеолита, река станет чище?
– Конечно, это очень грубый пример, потому что река – большой объём воды, большой источник, который к тому же постоянно может загрязняться. Но вода чище станет! И да, цеолиты могут применяться и для очищения рек и озёр.
– Где расположены залежи этого чудо-минерала? Много ли их?
– Прежде всего, есть Хотынецкое месторождение цеолитов. Оно расположено вблизи Хотынца. Само месторождение уникально составом нашего цеолита. Такого, по сути, нет нигде в мире.
– Прям-таки в мире?
– Да! При этом залежи в Хотынце достаточно большие. Их добыча, наверное, ещё лет на 50 вперёд может быть обеспечена. То есть это крупное месторождение. Его неоспоримым преимуществом является то, что эти полезные ископаемые расположены прямо на поверхности. А значит – шахты не нужны.
– И кто сегодня добывает орловские цеолиты?
– Группа предприятий – ОАО «Мелор» и ОАО «Промцеолит». Они, в свою очередь, подчиняются российской компании ООО «ЦЕОМАКС». Среди инвесторов уже этой компании – крупные российские и китайские предприниматели. В том числе, видные деятели из Компартии Китая, которые, к слову сказать, весьма озабочены теми событиями, что происходят в Орловской области.
– О ком идёт речь?
– Я бы не хотел называть имён, но могу сказать, что это крупная фигура в партии.
– Чем же озабочены китайцы? Для них орловский цеолит – это, в первую очередь, национальный интерес или денежный?
– Не думаю, что можно отделить одно от другого. Всегда есть какой-то денежный интерес, поскольку это продукция важный и востребованный товар. Но я думаю, есть и национальный интерес. Широко известно, что сейчас в Китае сложная ситуация с окружающей средой. Есть национальная программа по очищению всего и вся, постоянно проводят замеры воздуха, загрязнённости почв, рек. Поэтому отчасти наши цеолиты – это решение для их программ.
– Говоря об их озабоченности, что вы имеете ввиду?
– Как бы комично это ни звучало, беспокойство связано с тем, что де-юре орловское предприятие, куда вкладывались сотни миллионов рублей, по щелчку пальцев оказалось на Кипре.
С Кипра выдача есть
– Как такое возможно?
– Ещё в 2012 году в поисках инвестиций мы нашли кипрскую компанию «ТиАйДжи», которой руководили наши соотечественники. Это вызвало доверие. Однако вместо эффективных вложений в разработку орловского месторождения получили рейдеров из числа акционеров! Они захватили орловское предприятие по добыче цеолита, по поддельным документам совершили ряд сделок по продаже акций в пользу другой российской компании – и, вуаля, через цепочку сделок они оказались на Кипре.
Причём изначально орловское предприятие продали всего лишь за 1,8 миллиона рублей, дешевле однокомнатной квартиры. А через несколько сделок ОАО «Промцеолит» перепродали уже на Кипр за 2 миллиона долларов. Это при том, что рыночная стоимость этих акций более миллиарда рублей! То есть, предприятие за миллиард рублей первоначально продали за 1,8 миллиона рублей, а затем перепродали в кипрский офшор – как не беспокоиться?!
– И что, мы реально лишились стратегически важного сырья?
– Лишь в 2021 году акции орловских предприятий были возвращены с Кипра в Россию. За все преступные деяния суды исключили кипрскую компанию из числа фирм-акционеров. Сами предприятия по производству цеолитов через суды нам удалось отстоять – все сделки по хищению завода были признаны фиктивными и притворными, совершёнными с умыслом. Цеолиты остались в России. Но это заняло 9 долгих лет. За это время орловское предприятие было просто разорено рейдерами. И это выражение не для красного словца – это прямо установлено судом.
Уверен, киприоты, точнее, те, кто за ними скрываются, совершали то, что у нас в России называется хищением. И хотя первые приговоры по уголовным делам уже состоялись, борьба за цеолиты продолжается до сих пор.
– Давайте по-порядку: кто разорил?
– В конце октября этого года Таганский районный суд города Москвы вынес обвинительный приговор о мошенничестве в особо крупном размере в отношении Алексея Тарасова, бывшего директора «ЦЕОМАКС» и Андрея Мушкина, представителя кипрской компании по доверенности. Они были признаны виновными в хищении акций орловских компаний по добыче и переработке цеолитов . Доказанный ущерб – 440 млн рублей.
При этом в приговоре идет речь о том, что есть и другие, пока еще неустановленные соучастники этой группы лиц. Московскому следствию еще предстоит выяснить — кто получил непосредственную выгоду от увода акций на Кипр.
Теперь – очередь орловский следователей. В их производстве находится уголовное дело о продаже техники «Промцеолит» за сущие копейки! Надеюсь, орловские следователи завершат свою работу в этом году, и дело будет передано в суд.
Каупервуд не провёл орловских арбитражных судей
– Разорение предприятий, вывод денег за рубеж – прям далёкие 90-е вернулись? Но как ушлые люди действуют сегодня?
– Ну, например, подделывали документы – протоколы, выписки из реестра акционеров, формировали искусственную задолженность. Так, на предприятии «ЦЕОМАКС», которое владеет акциями предприятий по добыче орловского цеолита, был организован фиктивный долг в размере 300 миллионов рублей по поддельному векселю. Чтобы получить эти деньги, рейдеры попытались их отсудить. Если бы у них это получилось, предприятия бы были загнаны на долгие годы в долговую кабалу. Но судьи заметили подвох и установили фальсификацию.
– Кажется, что-то подобное уже было сто лет назад в «Финансисте» Драйзера?
– Всё верно. Хотя прошло уже больше века, векселя остаются орудием при работе рейдеров. В нашем случае нас спасла топорность «работы» оппонентов.
– Кто заметил подвох? Столичные суды?
– Нет! Наш Арбитражный суд Орловской области. Там заметили, что здесь что-то не так, отложили заседание, известили об этом всех участников спора. А ведь могли бы без нашего участия вынести решение… Но перестраховались! И только поэтому от этой аферы нам удалось отбиться.
– Но компания же знала, что это поддельный вексель?
– Нет! Никто не мог знать об этой схеме с векселем. Дело в том, что поскольку его создали искусственно, он не проходил через компанию «ЦЕОМАКС». Никто, ни один руководитель, настоящий руководитель, не подписывал документов на эту сумму.
– Что ещё последователи американского литературного героя Каупервуда взяли на «вооружение»?
– Схем, по которым деньги утекали с орловского предприятия сотнями миллионов рублей, множество. Например, с 2013 по 2018 годы на Орловщине реализовывалась так называемая агентская схема. Суть заключалась в том, что предприятию навязали заключить агентский договор, согласно которому вся продукция орловских предприятий продавалась только через столичную фирму, которая получала с каждой сделки по 10-25%! Вместо одного менеджера по продажам с зарплатой, условно, 50 тысяч рублей предприятие платило за ту же работу десятки миллионов.
– И как же «протолкнули» такое решение?
– Так предприятие-то управлялось фактически господами с Кипра! Рейдеры назначили «своё» руководство на добыче орловского цеолита, и свои решения воплощали в жизнь.
– А почему по 2018 год? Ведь ещё, судя по Вашим словам, три года до возврата предприятия…
– Суды начались почти сразу после того, как предприятия были захвачены. И только к 2018-2019 годам в результате рассмотрения споров судами постепенно становилось понятно, что рано или поздно акции будут возвращены. Вскоре агентская схема поменяется на схему по договору поставки. Она тоже по-своему топорна.
Суть вот в чём. Раньше орловские предприятия добывали цеолиты и продавали продукцию на открытом рынке. По цене, скажем, около 9 тысяч рублей за тонну. А по новой схеме те же заинтересованные лица все также с помощью «назначенцев» от кипрского совета директоров навязывали заключение кабального договора, по которому почти вся продукция, производимая орловскими предприятиями, продавалась исключительно московской фирме, которой владеет человек, связанный с кипрской компанией. Речь идёт об московском ООО «ЦЕОТРЕЙДРЕСУРС». И ладно бы товар отпускали по рыночной цене. Но вместо 9 тысяч цеолиты продавали в пользу этого «ЦЕОТРЕЙДРЕСУРС» по 3 тысячи рублей!
То есть получается, что орловские предприятия, по сути, продавали продукцию по себестоимости и даже ниже. Орловский «Промцеолит» работал себе в убыток, а столичный «ЦЕОТРЕЙДРЕСУРС», получая продукцию в 2,5–3 раза ниже рыночной цены, продавал её на свободном рынке по рыночной стоимости и начислял своим владельцам дивиденды…
А к началу 2019 года рейдеры начали просто выводить имущество с орловских предприятий. Самосвалы, автомобили, погрузчики, оборудование – всё распродали в свою пользу и за бесценок! Причём не по аукциону, а продавали конкретным людям за копейки. Например, автомобиль «Фольксваген» – за 50 тысяч рублей, КамАЗ – 300 тысяч! И всё – в «ЦЕОТРЕЙДРЕСУРС».
Или еще одна схема: товары «Промцеолита» стоимостью не менее 20 млн рублей в один день продаются – догадайтесь кому? ООО «ЦЕОТРЕДРЕСУРС», и за 2 млн рублей!
Вот такие схемы, вся суть которых сводится к следующему: орловский «Промцеолит» получает только убытки и долги, а выгоду получает только московская компания «ЦЕОТРЕДРЕСУРС», собственником которой, согласно данным ЕГРЮЛ, является Арам Ашотович Габрелянов.
– Как ещё цеха не продали…
– Дошло до того, что сдали на металлолом газовую печь для обработки цеолитовой руды.
– Сколько же она в металле весила?
– Это многотонная конструкция, очень важная для производства. Мы приобретали её для расширения производства, а рейдеры её продали на металлолом, напрямую разоряя предприятие.
– За тонну тогда давали, наверное, тысяч десять рублей? Продешевили. Или всё от вредности?
– Да уж, не самая лучшая сделка…
– Для полного сценария нового романа про «финансиста» не хватает перестрелок! Или..?
– Ну, слава богу, до стрельбы не доходило, но нападения были. В октябре 2013 года в Москве двое неизвестных кавказской внешности напали на одного из руководителей ЦЕОМАКС и похитили оригиналы документов, которые у него были при себе в связи с судебным заседанием – он их там представлял. Нападавших так и не нашли.
– Ну и какой же роман без любовной истории! Было?
– Об этом мне неизвестно. Но трагедия точно была. В 2021 году, когда стало понятно, что дела идут к развязке, один из рейдеров, Валерий Багдасаров, по всей видимости, понимая, что теперь на него повесят миллиарды рублей долгов за последствия разорения предприятий, бросился под поезд метро и погиб. В СМИ писали, что при нём тогда нашли предсмертую записку, которую по неизвестным причинам засекретили. Ну а теперь, конечно, рейдеры из него пытаются сделать крайнего, свалить на него все грехи…
– В итоге все эти годы деньги с добычи цеолитов утекали мимо орловского бюджета?
– Именно. Все сливки – в Москву, а значит, и налоги платят там.
– Сколько орловский бюджет потерял?
– Цифры убытков, недополученной прибыли и потерь сейчас просуживаются. Но по моим расчётам, убытки исчисляются миллиардами. Это значит, что потери бюджета – сотни миллионов рублей.
– А более точной цифры нельзя дать?
– Возьмем 2020 год, это последний год управления рейдерами. В бюджет было уплачено налогов около 20 миллиона рублей, а в 2023 году, после возвращения акций к нам, мы платим уже более 50 миллионов налогов. То есть разница почти 30 миллионов. И такое – на протяжении 9 лет. Суммарно это около 270 млн рублей недополученных бюджетных денег.
Пусть такой расчёт и очень грубый, но, думаю, он близок к истине. Более точные цифры мы сможем обнародовать после того, как закончатся суды с рейдерами.
– Теперь, после того как Вам удалось вернуть предприятие, кажется, что открывается новая страница в истории орловских цеолитов. Однако кругом только и разговоров о том, что вы – банкроты…
– Сейчас мы продолжаем судиться с рейдерами. Вопрос идёт по долгам, когда деньги выводились из предприятия на счета московской компании ещё во времена управления этих захватчиков в 2017-2018 годах. Наша позиция заключается в том, что долг этот на самом деле бумажный, фиктивный. Однако только суд может поставить точку в этом деле. Но в любом случае я уверен: до банкротства дело не дойдёт. Если посмотреть отчетность, то видно, например, что в 2019 году, при рейдерах, выручка ОАО «Промцеолит» составила 43 млн руб., а после возврата акций в 2021 году законному собственнику — уже 117 млн рублей. В 2023 году – 194 млн рублей. Рост очевиден, и мы в этом году постараемся продолжить эту линию. Поэтому всем сотрудникам предприятия увеличена зарплата, они регулярно получают премии и «тринадцатую» перед Новым годом. Мы несем заметную социальную нагрузку, помогаем школам, детским садам, ветеранам войн и СВО.
А по поводу информационных атак на «Промцеолит» и подобных инсинуаций – они, как мне кажется, инициированы и выгодны только нашим оппонентам – московской компании «ЦЕОТРЕЙДРЕСУРС» и её собственнику, медиамагнату Араму Габрелянову. Но мы в таких спорах разговариваем только на языке фактов — подтверждаем свою позицию публично доступной финансовой отчётностью, решениями и, подчеркну, приговорами судов.
Но самое главное в этой истории – предприятие удалось отстоять. Совершённые же преступления должны быть расследованы до конца, а экономические споры –окончательно разрешены судами.
Я родился, живу и работаю в Орловской области и хочу, чтобы предприятие успешно работало именно здесь, платило налоги в нашей области. Я вижу потенциал этого предприятия — как оно будет расти и развиваться, если ему не будут мешать. Тем более что сегодня главное стратегическое направление – КНР, а Поднебесная – это и новые горизонты для орловского цеолита под российским флагом.