Москвичи устанавливают обстоятельства расстрела директора орловского магазина
Орловские СМИ пестрят громкими заголовками по поводу работы следственной группы из Москвы, которая допрашивает известных в Орле людей в попытке раскрыть нашумевшее убийство четвертьвековой давности человека по прозвищу то ли Япончик, то ли Японец. В международный розыск в связи с этим объявили Николая Чеплова – некогда владельца крупной сети магазинов «Сберегайка», отсидевшего срок в Нарышкинской колонии по обвинению в хранении наркотиков и похищении человека. Но не в убийстве.
Давайте вспомним, кто же такой этот убитый, чью смерть сегодня расследуют москвичи и как всё было. «Кому выгодна смерть директора?» – материал под таким заголовком в молодёжной газете Поколение в 1998 году вызвал не просто скандал – скандалище. Убивали тогда в Орле часто и по беспределу, из пистолетов и автоматов, бандитских группировок было много, криминальные авторитеты сменяли друг друга, как в кино, но чтобы в деле разом публично фигурировали авторитет, судья, полковник милиции и известный чиновник – это было для Орла что-то новое.
Я тогда работала в отделе права. Слухи о том, что 9 апреля из автомата у стадиона им. Ленина расстреляли какого-то криминального авторитета, мне быстро подтвердили в прокуратуре области. Более того, на моё: «Я понимаю, у вас – тайна следствия, но может быть…» мне вдруг сказали: «Ну почему же? Не всё – тайна. Кое-что мы можем вам сказать». И пригласили в прокуратуру. Так я познакомилась практически со всем отделом по особо важным делам, который расследовал самые громкие преступления тех лет. Рассказанное следователями произвело эффект не меньший, чем само убийство. 26 лет назад
Убийство произошло 9 апреля 1998 года в 21:40. На месте преступления обнаружили изрешечённый труп мужчины, 29 гильз и 2 пули калибра 5,45 мм. Потерпевшим оказался директор одного из овощных магазинов г. Орла Кирчаков. Любопытно, что в день убийства он находился под следствием по уголовному делу, расследуемому прокуратурой, и не так давно вышел из СИЗО, так как ему были изменена мера пресечения на подписку о невыезде. Дело это касалось взяточничества в управлении по борьбе с оргпреступностью – Кирчаков подозревался в том, что выступал в роли организатора передачи взятки милиционерам. При этом по делу все главные фигуранты были помещены в СИЗО, и только ему вдруг изменили меру пресечения и выпустили из-за колючей проволоки.
Детали того события память уже стёрла – всё ж прошло больше 26 лет, но остались материалы…
Почему Кирчакова выпустили? Намеренно? По халатности? Зампрокурора Орловского района, расследующий дело о взятках, на эти вопросы в ответ лишь пожал плечами: «Это не мое решение».
– Вы общались с Кирчаковым. Какое впечатление он на вас произвел?.
– Хорошее. Твёрдый характер… Он из бывших торговых работников….
– На ваш взгляд, он связан с криминалом?.
– Сегодня практически все коммерсанты в той или иной степени с ним связаны.
– Но он работал на себя или на криминал?
– Сложный вопрос. Всё может быть.
– Вы допускаете, что убийство связано с делом о взятке?
– Маловероятно. Но такая версия возможна.
– Обычно криминализированных коммерсантов убивают либо за крупные долги, либо за неуступчивость, когда идёт передел сфер влияния. Что вам кажется более правдоподобным в данном случае?
– Может, он не платил денег в общак? Не знаю.
– У него было много собственности?
– Официально – один магазин (к слову, он располагался рядом с Домом быта, что на пл. Мира – авт.). Но вы же знаете, что сегодня распространена практика оформления собственности на подставных лиц. Так что сказать, чем реально обладал Кирчаков, сложно. Могу лишь сказать, что он – далеко не последняя фигура в этом мире. Он был влиятельный человек….
К слову, версию о крупном долге и переделе сфер влияния следователи тоже забраковали, осторожно сообщив, что убийство связано «с коммерцией и криминалом».
«Заказ» тогда оценили в 30 тыс. долларов и предполагали, что «работал» местный киллер одной из местных преступных группировок.
Также выяснилось, что в последние дни жизни за Кирчаковым следили несколько автомобилей, однако он не принял никаких мер безопасности, решив, что это – сотрудники правоохранительных органов.
Что объединило столь разных людей?
Так или иначе, расстрел произошёл на глазах главы администрации Советского района города Орла Николая Рвачёва. По версии чиновника, убитый назначил ему встречу по поводу покупки ещё одного магазина. Но уже тогда возникали вопросы: почему так поздно? Почему у стадиона, а не в кабинете? Что связывало этих, таких разных, людей?
Фигурировали в деле в качестве свидетелей и начальник Советского РОВД Сергей Прилепский, и председатель Советского райсуда Владимир Остахов.
К слову, когда газета обнародовала эти имена и версию следователей о том, что Прилепский, Рвачёв и Кирчаков были вместе, и чиновник, и полковник от этого напрочь открестились.
В тот вечер чиновник играл в футбол
«По вторникам и четвергам я хожу с друзьями на стадион им. Ленина играть в футбол, – рассказывал мне Николай Рвачёв. – Многие об этом знают и зачастую пользуются возможностью решить какие-то вопросы, если не могут попасть ко мне на приём в рабочее время.
Кирчакова я знал лет десять. Каких-то личных взаимоотношений между нами не было… В тот вечер я вышел из раздевалки в 21:35 вместе с товарищами по команде. В холле ко мне подошёл Кирчаков. Сказал, что не может попасть ко мне на приём, а ему необходима помощь – нужно, чтобы комитет по управлению имуществом дал объективную консультацию по поводу приватизации магазина. Я пообещал позвонить председателю комитета и договориться об этом. На порожках попрощались, он пошёл к своей машине, я – к своей.. Через 20-30 секунд после того, как сел в автомобиль, услышал выстрелы…. Из-за его машины, набирая большую скорость, выехал «Жигулёнок» тёмного цвета с тонированными стёклами и ушёл к трибунам. Я выскочил, чтобы запомнить номер, увидел лежащего Кирчакова и стал звонить по 02, 03 и в райотдел. После этого пощупал пульс у расстрелянного. Он не бился…
Напомню: в те годы глава городского района был реальным хозяином территории, не номинальным, как сейчас. Полномочий и возможностей у Рвачёва хватало. Однако его слова мне не показались убедительными.
– Николай Григорьевич, а разве проблема – получить консультацию в городском комитете по управлению имуществом? Насколько мне известно, такого рода услуги там оказывают без всяких звонков сверху.
– Не знаю. Я сам удивился. Но в просьбе Кирчакову не отказал. А почему я должен отказывать?
– Его магазин находился в вашем районе?
– Нет, в Железнодорожном.
– Причем же тогда здесь вы?
– Я не могу объяснить причину, по которой он обратился именно ко мне.
– Как вам кажется, преступление было совершено профессионально?
– Достаточно подготовлено. Если бы у убийцы сдали нервы, он бы расстрелял нас обоих на порожках стадиона.
К слову сказать, Рвачёв тогда не скрывал, что обеспокен потерей репутации из-за этого случая, так как – дословно: «общественное мнение склонно связывать криминал с аппаратом местного самоуправления».
Полковничьи метаморфозы
Что касается милицейского начальства, то оно пригласило меня в РОВД и не один час рассказывало и о репутации, и о сложностях работы милиции, и об успехах. В конце концов, версию полковника Прилепского мы тоже опубликовали.
– Ваша газета сообщила, что в деле об убийстве я дал свидетельские показания. Хочу уточнить: я дал показания как должностное лицо, прибывшее на место преступления раньше других, – заявил Прилепский. – В этот вечер в актовом зале института культуры я поздравлял следственный отдел Советского РОВД с 35-летием образования следственного аппарата. В 21:50 ко мне подошла следователь райотедла и шёпотом доложила, что у стадиона убит мужчина. Я тут же выехал, поскольку всегда выезжаю на тяжкие преступления, происходящие в моём районе….
– А что, собственно, интересует следствие? Вы могли увидеть что-то, чего потом не увидели прибывшие работники прокуратуры?
– Следствие проверяет слухи. А они таковы: якобы Прилепский во время убийства был где-то рядом, якобы он пытался задержать преступника и даже стрелял, но ни в кого не попал, киллера «отпустил», а потом «сделал вид», будто только что приехал. Чушь полнейшая….. быть во время преступления на месте происшествия я в принципе не мог, и это могут подтвердить десятки свидетелей. Тем не менее, несмотря на очевидное несоответствие фактов слухам, следователь, ведущий дело об убийстве, считает меня причастным к происшествию. Допрошены моя дочь и зять…
Все карты в руках москвичей?
Дело об убийстве тогда так и не раскрыли, хотя была создана целая следственная группа. Ходили слухи, что назвать виновных просто «не дали» – слишком много было замешано в том деле влиятельных фигур.
Так или иначе, теперь, спустя 26 лет, в Орёл прибыла уже московская группа следователей. И дело, говорят, ныне имеет все шансы на раскрытие, потому как очевидно, что кто-то из ключевых участников того преступления вдруг дал показания. Теперь вот опрашивают свидетелей прошлого по длинному списку…
Замечу, первое заказное убийство в Орле произошло в 1992 году – тогда из автомата расстреляли авторитета по прозвищу Коваль. Потом пошла череда убийств, в основном, связанных с переделом сферы влияния и нежеланием платить в общак.
В год убийства Кирчакова число более-менее крупных ОПГ исчислялось десятком. Рост убийств за четыре месяца 1998 года – на 87 процентов. Некоторые эксперты связывали эту «бойню» с решением местной милиции стравить ОПГ друг с другом, дабы те просто уничтожили друг друга. Взаимоуничтожения не получилось. Сильные подмяли более слабых, нарастив свою мощь и влияние. Но это уже другая история.