Неспортивный регион
Только этого мало
До 2019 года спорт как бизнес был вторым по динамике развития в РФ. Но с 2020-го популярность фитнеса у россиян начала снижаться. На фоне ковидных ограничений доля посетителей клубов и секций просела с 14,3% до 10,6%. К концу 2021-го их покинули свыше 5 млн клиентов.
Подкачала в этот период и Орловщина: клубы потеряли 60% посетителей (свыше 30 тыс. человек). Таким образом, активный образ жизни к концу 2021 года у нас вело всего 3% населения, или один орловец из примерно 35 человек.
В связи с массовым снятием коронавирусных ограничений и
отменой QR-кодов в начале 2022-го ситуация немного улучшилась. Некоторые наши
соотечественники решили вернуться в спортклубы. Абонементы, купленные по новогодним акциям и праздничным скидкам, оживили в итоге общегодовую статистику продаж (+6,8%). Обладателями карт в залы стал 1 млн россиян – пятая часть тех, кто ранее прекратил системные занятия спортом.
Что касается Орловской области, то по сравнению с 2021-м в прошлом году было куплено на 70% абонементов больше. То есть к спорту решили приобщиться 14 тыс. орловцев.
Но не спешите радоваться. Этот факт не смог вытащить 57-й регион с предпоследнего места в стране по количеству активного населения: доля посетителей физкультурно-оздоровительных учреждений у нас хоть и подросла, но все еще невелика – 5,1%, или каждый двадцатый орловец.
Но это на бумаге, а на деле…
Вернитесь, «залетные»!
«63% абонементов, проданных в начале прошлого года, до введения СВО или объявления частичной мобилизации, так и пролежали у частных клиентов мертвым грузом. Раньше нас такая ситуация устраивала. Чтобы спортзал приносил прибыль, клуб должен продать в десять раз больше, чем физически вмещает зал. «Залетные» приносят разовую прибыль, но не становятся постоянной клиентурой. Меньше народу – больше кислороду постоянным посетителям, частным и корпоративным, – поделилась Ольга, менеджер одного из фитнес-клубов Орла. – Так было раньше. Но сейчас, когда население и юрлица сконцентрировались на приобретении товаров первой необходимости, покупке обмундирования для членов семьи или коллектива – участников СВО, и постоянных, и «залетных», и корпоративных клиентов поубавилось. Как итог, руководство теперь требует бегать за каждым, любыми способами заманивать для посещения клуба, ведь «мертвый» абонемент не продлят».
Ссылаясь на исследование BusinesStat, девушка добавила, что такая тенденция складывается не только в нашем областном центре, но и в целом по стране – в ситуации неопределенности людям не до спорта. Поэтому, несмотря на небольшой всплеск продаж абонементов в 2022-м, количество постоянных годовых посещений российских спортклубов, наоборот, снизилось на 13% (с 274 до 238 млн).
С новичком на старье
Впрочем, винить во всем только геополитическую обстановку не стоит, уверена Дарья, сотрудник другого спортклуба Орла. По ее словам, наши земляки рады были бы заниматься спортом, но «в оттоке клиентов виновата многолетняя политика руководства орловских фитнес-центров, экономящих на качестве и сервисе».
«Пройдитесь по большинству местных спортзалов. Многие давным-давно проиграли «гонку вооружения» по кадрам и оборудованию. Квалифицированных и опытных тренеров можно пересчитать по пальцам. Из-за размытых сегментных рамок и нехватки специалистов персональные занятия, например, с чемпионом Европы и новоиспеченным тренером стоят примерно одинаково – 5000–8000 рублей в месяц за 10–12 тренировок, – рассуждает Дарья. – Кроме того, в спортцентрах нередки случаи, когда на тренажерах красуется надпись «не работает». Чтобы в условиях санкций отремонтировать одни спортснаряды, приходится разбирать на запчасти другие. С учетом, что в среднем годовой абонемент в Орле стоит 15–20 тысяч, не так много желающих отдавать их за тренировки на пыльном старье или в компании не особо опытного тренера».
Из спортклубов на улицу
Проанализировав вышесказанное, приходишь к выводу: придется чиновникам попотеть, чтобы выполнить майский указ президента, обязующий к 2024-му вовлечь в спорт не меньше половины жителей каждого из российских регионов. И достичь этих показателей глава государства требует не в бумажных отчетах, а в жизни.
Реально ли на Орловщине исполнить этот наказ? Орловский фитнес-тренер Сергей считает, что такое возможно. Правда, делает оговорку, что «занятия спортом – вопрос не только «денег и индивидуальной силы воли или лени, но и культуры и среды, а также развитой инфраструктуры».
«Общаясь с коллегами из других городов, заметил, что у них вовлеченность населения в спорт растет. Но речь идет о самостоятельных тренировках на улице – ходьба, бег, силовые. Люди, пересмотрев подход к расходам, вышли из «застенков» спортклубов на открытые тренажерные площадки, которые у наших соседей по ЦФО массово строятся в шаговой доступности, а не один-два на весь город. К сожалению, орловцам, а уж тем более жителям сел и деревень региона о таком развитом уличном фитнес-сервисе остается пока только мечтать», – вздыхает Сергей.
С мнением тренера, судя по всему, согласны и в Минспорте РФ. По данным сайта ведомства, там, где создаются все условия для развития спорта (большое количество стадионов, площадок с тренажерами, беговых и велодорожек чуть ли не в каждом дворе), к активному образу жизни по итогам прошлого года приобщилось еще 24% местных жителей. Среди них Ростовская, Тамбовская и Белгородская области, Краснодарский край. Но, к сожалению, не Орловщина.