Не постапокалипсис, но гости будут. Скорпионы и ядовитые пауки ползут на Алтай
Пауки-волки, комары, шелкопряды — что дальше? Как изменилась фауна Алтайского края, Южной Сибири и в целом России в последние годы, почему барнаульцам пора привыкать к богомолам и «адмиралам», и стоит ли ожидать появления скорпионов на Алтае, рассказал ученый-энтомолог, доктор биологических наук, профессор АлтГУ Роман Яковлев.
Самые важные новости в Телеграм и ВКонтакте. Подпишитесь!
На Алтае воробьи стреляные
В первую очередь ученый отметил, что потепление климата — это уже факт, и оно, безусловно, влияет на фауну. По словам Романа Яковлева, его часто спрашивают, не заполонят ли Сибирь опасные существа, такие как тропические пауки и скорпионы.
Однако, уверен ученый, апокалиптические сценарии нашествия этих существ, как в фильме «Звездный десант», в ближайшие годы маловероятны. Более того, он подчеркивает, что жители Алтайского края, уже сталкивающиеся с нашествием комаров на даче и рыбалке, вряд ли испугаются экзотических паукообразных.
Черная вдова
Ученый отмечает, что в последнее время наблюдается явление, при котором виды, ранее не встречавшиеся на определенной территории, начинают активно осваивать новые места обитания. В основном это касается мобильных видов, таких как бабочки. Например, в Алтайском крае стали обычными бражник-языкан, дважды был обнаружен вьюнковый бражник с размахом крыльев более 10 см.
Также стремительно расширяют ареал крупные дневные бабочки: переливница большая и ленточник камилла. Однако, кроме безобидных бабочек, на север продвигается опасный паук-каракурт (черная вдова), представляющий угрозу для человека.
Ученый ожидает, что в скором времени в Южной Сибири могут появиться и скорпионы. Они уже обитают в суровых условиях Центрального Казахстана и Монголии.
Это последствия потепления
Последствия глобальных климатических процессов уже вовсю стучатся в двери. Роман Яковлев подчеркивает, что с увеличением засух сухолюбивые виды (ксерофильные) будут все чаще распространяться. Больше всего это затронет ботаников, ведь растения на одном месте, а животные могут бегать, прыгать и летать, адаптируясь к изменениям.
Но есть и обратная сторона потепления — усиление паводков из-за большего таяния снегов в горах. Это приведет к вспышкам численности влаголюбивых видов, таких как комары и кровососущие мошки (это мы уже испытали во всей красе летом 2024 года). С аридизацией, или опустыниванием, кормовая база для травоядных сократится, что ударит по диким копытным и насекомым.
Например, из-за жары итальянский прус и азиатская саранча начали массово размножаться и мигрировать, перемещаясь огромными стаями на большие расстояния. Они могут добраться до юга Западно-Сибирской равнины и там нанести серьезный урон. Для животных границ не существует — для них вся территория планеты является полем битвы за еду и выживание.
Чего еще ждать от потепления
Энтомолог назвал еще несколько явлений, с которыми нам придется столкнуться из-за глобального потепления.
Во-первых, будет наблюдаться увеличение числа поколений. Многие насекомые, называемые поливольтинными, дают несколько поколений за год. Ранее в Сибири таких видов было мало, например, бабочка голубянка Икар. Сейчас, с потеплением климата, ученый ожидает новые поколения бабочек в сентябре-октябре.
Во-вторых, изменится активность животных. Тепло будет наступать раньше, и первые весенние бабочки и мухи вместе с ним, а активность насекомых продолжится до поздней осени.
В-третьих, высокая выживаемость теплолюбивых видов. Теплолюбивые виды, которые раньше появлялись в Сибири лишь спорадически, начинают приживаться. Примером является богомол, который укореняется на новых территориях.
Богомолы отмечались для Алтайского края сто лет назад, впервые их обнаружили в 1929 году. И из-за чрезвычайной редкости встреч с ними, даже подвергали сомнению правильность этих находок, — рассказал Роман Яковлев. — А сейчас это обычнейший вид. Богомол, конечно, очень заметный зверь, и встречи с ним впервые всегда слегка шокируют сибиряка — мол, явно, что-то залетное. Успокою, теперь это обычный элемент нашей фауны. Сначала к нему привыкли жители наших юго-западных районов: Угловского, Михайловского, Ключевского… Теперь пришла очередь и барнаульцев свыкнуться с этим занятным насекомым, которое абсолютно безвредно, и максимум может слегка ущипнуть слишком любознательного горожанина.
Или бабочка адмирал — ее крайне редко наблюдали в Южной Сибири от Омска до Енисея в XX веке. Причем это очень приметная и известная бабочка — с чем-то спутать ее невозможно. И вот с 2000-х гг. она стала вполне регулярно встречаться в Алтайском крае, а сейчас уже есть и в Хакасии, и в Красноярском крае, то есть на 1000 км восточнее.
В-четвертых, Роман Яковлев отмечает, что теплолюбивые заносные виды сегодня выживают гораздо успешнее. И фаунистические инвазии (проникновение и закрепление новых видов животных на территориях, где они ранее не встречались — Прим. ред.) чувствуют себя комфортно благодаря благоприятным климатическим условиям и отсутствию естественных барьеров, таких как хищники или паразиты. В результате виды из субтропического Китая и даже Северной Америки начинают легко адаптироваться. Например, не так давно школьник Тимофей Залуцкий обнаружил новое для Сибири семейство сверчков муравьелюбов, которое ранее встречалось только в Европе и Средней Азии.
Свои примеры я даю в основном из нашей фауны — фауны Западной Сибири, но надо понимать, что подобные тенденции есть и в европейской части нашей страны и на Дальнем Востоке, сложные процессы меняют фауны других континентов, например, Африки, в которой я тоже активно работаю, — заключил Роман Яковлев.