«Будет второй Чернобыль». Жители пригородной Верх-Тулы протестуют против мусорного полигона
Жители Верх-Тулы протестуют против строительства мусорного полигона с частичной переработкой. Последняя акция протеста состоялась в посёлке в середине сентября, однако сбор подписей за перенос полигона в другое место продолжается до сих пор. На прошлой неделе председатель Верх-Тулинского сельсовета, Майя Соболёк, выпустила видеообращение к местным жителям, в котором заверила, что будущий комплекс для переработки мусора не несёт экологической опасности. Корреспондент НДН.инфо поговорил со сторонами конфликта, чтобы разобраться в происходящем.
«Мусорная» концессия 2010-хПодписанная еще в 2016 году экс-министром ЖКХ Новосибирской области Евгением Кимом и нынешним регоператором ТКО региона ООО «Экология-Новосибирск» мусорная концессия обернулась провалом. Соглашение предполагало строительство двух гигантских полигонов с мусоросортировочными комплексами рядом с Верх-Тулой на левом берегу и неподалёку от села Раздольное — на правом.
Планы по местоположению полигона быстро привели к возмущению жителей Раздольного и новосибирской общественности. Дачники, активисты, а также учёные открыто заявили о своём неприятии проекта из-за того, что от комплекса по переработке мусора может пострадать экосистема долины реки Издревая. В результате концессия была заморожена еще губернатором Городецким летом 2017 года, а спустя почти пять лет, весной 2022 года, губернатор Травников объявил о разрыве соглашения.
В то же время Верх-Тула, рядом с которой должен был расположиться такой же комплекс для переработки отходов, все эти годы не выходила на протесты. Однако с возобновлением концессионной темы в 2022 году ситуация изменилась — жители Верх-Тулы стали опасаться, что новый мусороперерабатывающий комплекс приведёт к большим проблемам с экологией в посёлке, когда начнёт работать. Уже около месяца верх-тулинцы пытаются протестами добиться переноса местоположения будущего мусорного полигона — который, считают они, на самом деле будет обычной свалкой.
«Страдать в первую очередь будем мы»Одним из лидеров протеста стала местная жительница, экоактивистка Ольга Давыдова. Как утверждает общественница, о решении строить полигон неподалёку от Верх-Тулы жителей посёлка никто не оповещал — ей удалось узнать, каким будет будущий комплекс, только благодаря интернету. Давыдова заявляет, что знакома с его проектом, а также с людьми, которые живут рядом с аналогичным мусорным полигоном — только уже достроенным и функционирующим.
«Строящийся мусорный полигон с частичной переработкой мусора будет занимать 86 га и находиться в 2 км от населённого пункта Верх-Тула. Дышать на 17 км за его пределами будет просто невозможно. По округе будут распространяться вредные газы из камер переработки мусора, где он подвергается воздействию высоких температур. Соответственно, мы забили тревогу. Тем более, в нашем сельсовете уже существует мусорный полигон — Хилокский "Левобережный" полигон, который ещё частично действующий», — приводит доводы активистка.
На самом деле, концессия 2016 года никакой переработки на полигоне не предполагала, только сортировку. Каким будет проект левобережного полигона в новой концессии, пока неясно.
Рядом с землёй, которую выделили под полигон, рассказала Давыдова, проходит водная линза Оби, откуда местные берут воду. Если полигон появится, то эта вода, по её словам, будет отравлена — а новую брать больше неоткуда.
«Из мусора выделяются фильтраты, всё это будет разноситься по округе. Всё это попадёт в наши дома, в наши водопроводы, и в первую очередь, страдать будем мы. Водопроводов из города нет, люди берут воду из скважин. Нас, естественно, никто не слышит. Я подходила к [председательнице сельсовета] Майе Ивановне [Соболёк], спрашивала, знает ли она об опасности. Она говорит: «Да, я в курсе». Но так как вода не зарегистрирована в Роснедрах, значит, её нет», — сетует общественница.
«Это не свалка, а завод»Из-за возмущения жителей Верх-Тулы председательница поселкового сельсовета Майя Соболёк во вторник, 20 сентября, записала видеообращение по поводу скандального мусорного полигона. Она ответила на вопросы жителей и назвала информацию о вреде полигона для окружающей среды «фейковой».
«Я была в [составе] делегации с министрами ЖКХ, мы посетили три комплекса по переработке мусора в Московской области, и я воочию увидела, что они собой представляют. Это действительно высокотехнологичные комплексы, которых на территории региона уже 11», — сказала Соболёк и привела аргументы, почему полигон принесёт Новосибирской области экономическую и экологическую пользу.
Корреспондент НДН.инфо связался по телефону с председательницей сельсовета Верх-Тулы, она подтвердила свою позицию относительно мусорного комплекса.
«Я считаю, что строящийся мусорный полигон опасности не несёт. Там будет не свалка и не помойка, а комплекс по переработке отходов», — сказала Соболёк.
«Здесь будет зона бедствия»Активистка Ольга Давыдова заявила, что не согласна с «красивыми словами» председателя Верх-Тулинского сельсовета и намерена продолжать протест дальше.
«Уже больше народа знают об этом и больше в ситуацию вникают. Здесь никакого «Эльдорадо» не будет построено — здесь будет просто зона бедствия, второй Чернобыль», — говорит общественница.
Отдельно жителей возмущает, что полигон строят на участке, который потенциально пригоден для сельскохозяйственного пользования. Верх-тулинцы не согласны с тем, что эта земля, согласно публичной кадастровой карте, относится к категории «промышленность». Они предлагают разместить мусороперерабатывающий комплекс на мёртвой почве — например, «на месте "Левобережного" Хилокского, где земля уже заражённая и для строительства дач и посёлков непригодна».
Правда, едва ли подобное решение обрадует жителей хилокского треугольника.
В середине сентября в Верх-Туле прошло собрание жителей в местном ДК на тему строительства мусорного полигона. На обсуждение пришло множество людей с экологическими плакатами, чтобы выразить таким образом свой протест. Но Ольга Давыдова в разговоре с НДН.инфо уточнила, что это не единоразовая акция — активистка анонсировала скорое проведение «большого митинга», дату которого не уточнила.
«Мы сейчас собираем подписи, отправляем их в Москву. Хотим действовать, как Раздольное. Будем писать во все инстанции. Мы собрали около 2000 подписей, что, я думаю, на данном этапе немало. Будем писать губернатору в прокуратуру, СК и везде, куда можно будет обратиться», — заключила общественница.