Как Петр Иванович на Всесоюзную комсомольскую прибыл
Правда, самого предприятия уже нет. Трест закончил свое существование 11 лет назад, не дожив до 60-летнего юбилея. «Асбострой» закрыли, строителей «распустили по домам». Никто не поздравляет бывших работников с юбилеями, профессиональным праздником, другими датами, коих в истории «Асбостроя» великое множество.
Например, в следующем, 2019 году исполнится 50 лет, как построили асбестообогатительную фабрику № 6, где трест «Асбострой» выступал не единственным строителем, но главным подрядчиком.
— Это был главный объект в моей жизни, — признается ветеран-строитель Петр Иванович Пономарев. — Никогда не строил более грандиозного, чем производственные корпуса «Шестой».
Где родился…
Строителем Петр Иванович, по его словам, быть вовсе не собирался. Однако очень скоро понял — лучше профессии нет.
— Родился в деревне Пригородного района под Нижним Тагилом, — рассказывает. — Семья колхозная, и я с малолетства узнал весь крестьянский труд. Наверное, так и работал бы на земле, да только не было тогда у колхозника иного пути, как получить паспорт и поездить по стране – только поступить учиться. Но даже на вступительные экзамены полагалось отпрашиваться, справку в сельсовете брать. На три дня — значит, к установленному сроку должен вернуться.
В училище Петру Ивановичу, которого никто еще не называл по отчеству (а как только вышел на работу, начали величать — помощник мастера, положено) понравилось сразу. Общежитие просторное, форма, питание в столовой, — в деревне такого ведь не было. А еще больше понравилась производственная практика, которую проходили на Нижнетагильском металлургическом.
Правда, распределение Петр Иванович получил в Асбест, на главное предприятие города — комбинат «Ураласбест», имеющий при коммунально-жилищном управлении свой ремонтно-строительный участок.
— Приехали мы с товарищем, — вспоминает Петр Иванович. — Встретили нас хорошо, поселили сначала в общежитии, а через пару месяцев комнату на двоих дали. Город понравился, а вот работа — не очень.
Молодого специалиста привлекли на ремонт жилых домов — двухэтажек на улицах Садовой, Лесной, 8-е Марта (Лесной называлась тогда улица Королева). После мощного производственного строительства ремонт жилья совершенно не вдохновлял. Между тем, в Асбесте тогда развернулась Всесоюзная комсомольская стройка новой асбестообогатительной фабрики.
Но просьбы отправить его на Всесоюзную комсомольскую руководство комбината не удовлетворило. Посчитало, видимо — и на это был резон — что в жилом секторе профессионалы тоже очень нужны. А как иначе? Горнякам, обогатителям, строителям — всем где-то жить надо, и в комбинате «Ураласбест» считали, что не «где-то», а в благоустроенных квартирах со всеми удобствами. Забота о человеке государству сторицей вернется — трудовыми свершениями.
И где пригодился
Но Петр Иванович с товарищем сдаваться не собирались. Даешь Всесоюзную комсомольскую! И они отправились в городской комитет ВЛКСМ — за путевкой на стройку.
— И нам ее — путевку — выдали сразу же, — рассказывает Петр Иванович. — Отправились мы строить Шестую… в летних туфлях. Уже на следующий день надели более подходящую обувь, то есть резиновые сапоги.
Главной заботой строителей на грандиозной стройке был бетон. Дождаться, когда привезут, разгрузить, не заморозить, уплотнить, чтобы набрал максимальную прочность. Закончив строительство управления и столовой — первых объектов на территории фабрики, бригада, которой руководил Петр Иванович, приступила к изготовлению железобетонных конструкций корпуса 3-4 стадии дробления.
— Грандиозная была работа, — оценивает строитель. — весь каркас здания держится на этих конструкциях, в которых 12 осей-пересечений. Сколько мы тогда придумывали технологий, чтобы все получилось — на заводе такие конструкции просто не могли сделать, а если бы получилось — невозможно транспортировать. Поэтому «собирали» цеха на месте.
Когда стройка была завершена, а фабрика готова к эксплуатации, строители
даже немного растерялись. Но город строился семимильными шагами, и все объекты — важные. Вот, например, новый Дворец культуры на улице Лесной, у западной границы города.
— Собрали мы свой вагончик и переехали на улицу Победы — рыть котлованы сначала, затем монтировать строительные краны, — вспоминает Петр Иванович. — И все же этот объект — из темных страниц моей профессиональной судьбы, так как он не только не был закончен, но и демонтирован впоследствии. То есть людям не пригодился...
Да. Положили строители фундамент, возвели стены, даже смонтировали сцену. Уже представляли, как на ней артисты выступать будут. А тут — приказ: переходить на другой объект. Что-то там случилось с финансированием — не дали, вскоре и вовсе закрыли. Строителям, конечно, не объясняли. И то сказать — у них работы хватало, в том числе производственных объектов.
К тому моменту, когда строили новый литейный цех на ремонтно-механическом заводе, Петр Иванович уже был начальником строительного управления № 2. Это был непростой объект — материалов стабильно недоставало, и стройка шла медленно. Даже в газете критиковали. Однажды пожаловали сюда два важных человека — Генеральный директор комбината «Ураласбест» (заказчик) Александр Александрович Королев и начальник промышленного отдела областного комитета КПСС Борис Николаевич Ельцин.
— Как ускорить процесс? — Спросил Королев.
— Щебня нам позарез нужно, — признался Пономарев.
— С завтрашнего дня начнем возить безостановочно, обеспечьте прием, — постановило начальство и убыло.
Щебень на самом деле привезли на следующий день, и возили безостановочно целый месяц. Хватило на несколько объектов и на целый год использования.
День сегодняшний
Однажды город Асбест отстроился. И у мастеров закончилось дело, которому они служили верой и правдой.
Конечно, строили и в других городах, ездили в командировки. Но и это закончилось.
И трест «Асбострой» — закончился.
Однако остался в душе и в сердце, и когда однажды в день строителя профсоюзные деятели на свой страх и риск написали объявление — приглашаем бывших сотрудников на застолье, то не хватило мест на нем. Не было предприятия, а люди никуда не делись. Скучали друг по другу, тянулись к своим и не могли тогда наговориться. Подумаешь – не хватило стульев и приборов, главное — хватило общения. Правда, сегодня и застолье собрать уже негде.
Деятельная натура Петру Ивановичу покоя не дает. Он член городского общественного совета по ЖКХ и следит за тем, как идет капитальный ремонт многоквартирных домов в Асбесте. Замечаний много, и самое главное, что, по его мнению, ремонтируют то, что давно сносить пора. Как раз ведь те дома, которые он молодым специалистом — не строил, а именно ремонтировал уже, шестьдесят лет назад. Удивительно ли, что дома эти никакого ремонта не выдерживают.
— Даже не могу представить, как бы мы обходились без опыта и работы Петра Ивановича, — оценивает депутат городской думы Антонина Зонова. — Сотрудничаем с 2011 года, когда только создавали в городе организацию по защите собственников жилья. Затем Петр Иванович вошел в состав Общественной палаты и общественного совета по контролю за качеством капитального ремонта многоквартирных домов. К сожалению, инструментов воздействия на подрядчика нет, принимает результаты региональный оператор. Но все равно, Петр Иванович контролирует, высказывает замечания, составляет акты, убеждает прислушаться к его мнению. Откликается на жалобы, просьбы горожан, расследует аварии, советует, как поступить. Очень ответственный и отзывчивый человек, принципиальный.
Вот какие люди строили наш город.
Алла Ильина.
Фото из архива П.И.Пономарева