Все проблемы решают в разговоре за чашкой чая
Считала себя бесплодной
– Надежда, многие люди не могут решиться даже на первого ребенка. У вас их пять…
– На самом деле перед вами женщина, которая считала себя бесплодной. Детям моих сверстниц было уже по пять-семь лет, а у нас с мужем ничего не получалось. Это был сложный для меня период: депрессия, истерики, отчаяние.
Однажды мне привезли с Афона поясок Богородицы. Можно называть это чудом или как-то иначе, но через месяц я забеременела.
Когда родился Александр, мы с мужем очень хотели, чтобы у него была небольшая разница в возрасте с братом или сестрой. Очень старались, но снова ничего не получалось. Спустя три года узнали, что в Нижний Новгород привезли пояс Пресвятой Богородицы, который последние 200 лет хранился на горе Афон. Съездили, и через месяц я снова была беременна.
Казалось бы, на этом можно было остановиться, но я так ждала первого ребенка, что решила для себя: сколько Бог даст – рожу всех. Поэтому вслед за Александром и Анной у нас появились Алексей, Анастасия и Арсений.
– Какой характер у членов вашей семьи?
– Надо начать, наверное, с папы. Он у нас волевой, сильный, последнее слово всегда за ним. Рядом с ним чувствую себя именно так, как должна себя чувствовать женщина замужем. Это его качество передалось всем детям. Особенно мальчикам.
Александр – свободолюбивый. В начальной школе был отличником, а теперь говорит: "Я не буду учиться на пятерки, не хочу быть ботаном". Занимается карате. Анна – член сборной Ивановской области по чир-спорту. Она трудяга, очень целеустремленная девочка. Например, долго не получался прыжок через голову – но много тренировалась и смогла. Еще Аня ходит в художественную школу и ставит спектакли в классе.
Алексей у нас – мальчик-загадка. Все в семье открытые, разговорчивые, а у него выудить что-то не так-то просто. Насте недавно исполнилось семь, но она уже успешно оканчивает первый класс. А Арсению три года, он пока просто радуется жизни (улыбается).
Табу на нецензурные слова
– Насколько важно правильное воспитание детей?
– Ребенок рождается с определенным набором генов. Но я не сторонник теории о том, что гены решают всё. На уровне воспитания генетика либо выстреливает, либо глушится.
Лишний раз хочется сказать: не воспитывайте детей, воспитывайте себя. Как ведете себя вы, так и будут вести себя дети.
Например, у нас в семье табу на матерные слова. Папа за этим очень следит. Был у нас случай, когда пятилетний сын пришел из сада и выдал то, чего наслушался. Мы ему объяснили, и ту реакцию, на которую рассчитывал, он не получил. Соответственно, повторять это стало неинтересно. Сейчас у старшего подростковый период. Когда мне говорят, что он ругается матом, я сразу понимаю, что на него наговаривают. Сленговые слова – да, нецензурная речь – нет.
– Вы всегда на стороне детей?
– Какая бы конфликтная ситуация ни произошла, я сначала выслушаю сторону обвинения, потом ребенка. Если он не прав, то извинится и будет стараться исправляться. Мои дети знают, что рубить топором и махать красной тряпкой я не буду.
Я сама была единственным ребенком в семье, но даже с учетом этого в детстве сталкивалась с ситуациями, когда меня не хотели выслушать. И я чувствовала несправедливость в эти моменты. Поэтому в конфликтах, связанных с детьми, я точно знаю: всегда и у всего есть причина. Если ребенок сделал что-то, чего не стоило, значит, было что-то, из-за чего он так отреагировал. Поэтому пытаемся разбираться.
– Вы с супругом ссоритесь?
– Нет таких семей, где совсем не ссорятся. Муж взрывной и горячий, но отходчивый. А меня трудно вывести из себя, но если уж я взорвусь, то примирение будет стоить усилий. Однако мы оба – разумные люди. Понимаем, что у нас маленькие дети, и мы не должны их пугать. Ссоры родителей способны негативно влиять на психику детей.
– Какие навыки, привитые ребенку, помогают ему в будущем? Что важнее – образование, спорт, хобби?
– Думаю, умение принимать жизнь во всём ее многообразии. Я приучаю детей, что как бы плохо ни прошел день, нужно сесть с кружкой чая, позволить себе что-то вкусное и разобрать то, что случилось. Часто говорю: не бывает плохих людей и плохих дней. Ты, как барон Мюнхгаузен, можешь из любого болота вытащить себя сам. Твое счастье зависит только от твоих действий.
– Получается, у вас есть традиция собираться по вечерам всей семьей и проговаривать события дня?
– Да, это традиция вечернего чаепития. Будет громко сказано, что мы подводим итоги дня, но, если я сажусь с чашкой чая перед телевизором, дети охотно присоединяются. Могут поделиться чем-то.
"Идеальная мама – психическое расстройство"
– У Александра переходный возраст. Сильно чувствуется?
– С детьми порой каждый год – переходный возраст. Старший до года был ангелом, а потом мы застали все кризисы, которые только бывают. Но я благодарна Богу за это, потому что сейчас с младшими проще. Измазался в луже – ладно. Кинул песком – бывает. Разбил что-то – ничего страшного. Если с первым ребенком у меня была в голове установка "Я плохая мама, у меня ребенок ужасно ведет себя на улице", то сейчас этого нет.
Многодетная семья, знаете, чем хороша? Она ослабляет навязанные правила. Дети ничего не должны. Не надо делать большую проблему из маленького проступка.
– К вам это осознание пришло на втором ребенке?
– Нет, наверное, на третьем или четвертом. Когда у родителя к ребенку повышенные требования, это негативно сказывается на нем. Сейчас я понимаю, что проще на многое закрыть глаза. И дети будут спокойнее, и ты сам.
– То есть идеальных семей не бывает и стремиться стать идеальной мамой ни к чему?
– Я бы сказала, идеальная мама – это диагноз. Он похож на синдром отличницы – навязчивый перфекционизм. Это психическое расстройство, это ненормально, мы все живые люди и имеем право на ошибки. Фраза, которую я часто повторяю детям: мы все косячим. Главное – понять где. Это поможет тебе больше эту ошибку не совершать.
Работает волонтером
– Как у вас получается уделять время каждому ребенку? И нет ли опасения недодать внимания кому-то из пятерых?
– Даже если взять семью с одним ребенком и спросить его, хватает ли ему внимания мамы, он ответит: "Нет". Единственное, что ты можешь сделать – давать столько внимания, сколько способна. Кого-то приласкать, с кем-то поговорить, кого-то выслушать. Я часто говорю детям, что люблю их всех одинаково. Если я сейчас работаю, то это не значит, что я забыла о них.
– Трудно совмещать работу и семью?
– Я не тружусь полный день. 14 лет декрета, соревнования детей, больничные – всё это с плотным рабочим графиком не очень сочетается. Больше сотрудничаю с общественными организациями как волонтер. Общение с другими многодетными семьями – колоссальная взаимовыручка и почти родственная связь. Часто помогаем друг другу с детьми и много общаемся, потому что у нас много общих тем. Мы друг друга понимаем.
– Как общественная работа появилась в вашей жизни?
– У меня с первого класса были организаторские способности. В начальной школе поставила фрагмент спектакля "Том Сойер", позже активно занималась написанием сценариев и других текстов. Сейчас творчество – моя отдушина.
Вот уже год сотрудничаю с "Колыбелью". Как ведущая, как организатор мероприятий. Зачем мне это надо? Я долго думала об этом. А потом поняла: дети растут. И для них важно, чтобы мама, кроме как мамой, была еще кем-то. Дети любят бывать на мероприятиях, которые я провожу. И уже хотят быть волонтерами.
– Вы бы хотели повлиять на профессиональный выбор своих детей? Например, направить их интерес в более денежную сферу…
– Я не буду решать за них. Но считаю одной из своих задач объяснить детям, к чему у них есть склонность, способности. Например, Саша с папой много мастерит руками, у него хорошо развита мелкая моторика. Скорее всего, это означает наличие математических способностей. И объясняем это ребенку.
Если дочь захочет быть спортсменкой или тренером, поддержим. Но скажем, что спорт требует здоровья и в жизни может быть всякое. Надо всегда иметь запасные варианты.
Не знаю, как сложится жизнь моих детей. Может, они все разъедутся по разным городам. Но я воспитываю их так, чтобы у них хватало смелости и решимости самостоятельно управлять своей жизнью. Чтобы они двигались туда, куда хотят сами.
Внешность и доход – для брака не главное
– У вас с мужем одинаковый взгляд на воспитание?
– В основном одинаковый. Но если где-то что-то не совпадает, говорим об этом тет-а-тет. При детях маме нельзя самоутверждаться за счет папы, и наоборот. Нельзя гасить авторитет друг друга.
– Много браков распадается. А вы с мужем вместе 21 год…
– Как я говорю своей дочке Ане, которой 11 лет: "Смотри не на внешность, не на толщину кошелька. Важно только то, что чувствует твое сердце". Спрашивает твой избранник, всё ли у тебя в порядке, не замерзла ли ты? Искра, страсть может возникнуть внезапно и так же внезапно исчезнуть. А если о тебе заботятся, то эта любовь вырастет.
У нас не ванильно-сладкий брак, в нем было много сложностей. Желание разойтись по молодости тоже было. Но муж пресекал всё через переговоры. За эту надежность и здравомыслие я его очень ценю.