Новая книга Иванова, роман-рефлексия о нынешних тридцатилетних и тренд на ностальгию: что покупать на декабрьской «non/fictio№»
На этой неделе открывается декабрьская ярмарка «non/fictio№». В каком состоянии к ней подходит книжная отрасль и на какие новинки стоит обратить внимание?
Из художественной литературы книга номер один — «Невьянская башня» Алексея Иванова про Акинфия Демидова и его заводскую империю. Еще заметна «Сценаристка» Светланы Павловой, занявшая первое место на премии «Лицей». Это роман-рефлексия о том, как сегодняшние 30-летние ищут отношения.
Интересная новинка про братьев Катаевых — «Два брата» от Сергея Белякова. В новом сборнике рассказов «Семейные обстоятельства» Евгений Водолазкин, Денис Драгунский, Дмитрий Данилов, Эмир Кустурица и другие делятся трогательными воспоминаниями из детства. К ярмарке переиздали «Историю трех московских магазинов» про Елисеевский, Кремлевку и ГУМ. Ощутим тренд на ностальгию, говорит руководитель медиапроекта «Сити» Евгения Смурыгина. На выставке она презентует свою первую книгу «Дефицит: как в СССР доставали то, что невозможно было достать». В ее основе — истории советских актеров и режиссеров:
Евгения Смурыгина руководитель медиапроекта «Сити» «Александр Ширвиндт говорил о резиновых лодках, Максим Никулин рассказывал истории, связанные с автомобилем его отца и туалетной бумагой, Вениамин Смехов говорил о людях: истории о диссидентах, о том, как первые гастроли театра на Таганке пришлись на Париж, и Владимир Высоцкий кормил их гречневой кашей из какой-то антикварной французской посуды. Это необычайно теплые истории. Это не наблюдение, просто медицинский факт, и дело не в отечественном книгоиздании, а в глобальных тенденциях, с которыми российский рынок соотносится, несмотря на все события в глобальной политике, экономике и вообще в мире. Мы видим, как тренд на self-help — самопомощь — уходит и как поднимается тренд на ностальгию, как на это реагируют и рынок, и читатели. Таких книг появляется все больше. Людям не хватает чего-то осязаемого, «аналогового».
Средняя цена одной книги в магазине к ноябрю составила почти 560 рублей. Это на 12 % больше, чем год назад, пишет Forbes. Ценник выше тысячи рублей для стандартного издания без иллюстраций, похоже, скоро станет новой нормой.
Резко выросли в цене полиграфические услуги, сильно падают тиражи, подливают масла в огонь маркетплейсы, которые перепродают книги дешевле, чем традиционная розница. К законодательным ограничениям пытаются приспосабливаться, говорит директор департамента художественной литературы издательства АСТ Сергей Рубис:
Сергей Рубис директор департамента художественной литературы издательства АСТ «Штат наших юристов сильно не вырос, но больше приходится уделять внимание книгам именно в проработке тех законодательных актов, которые появились за последний год и появятся в начале следующего года. Например, будет введен с марта закон, по которому мы обязаны маркировать книги, содержащие информацию о каких-то запрещенных веществах, наркотиках и так далее. В этом смысле даже юристы не в состоянии эти массивы информации, которые есть, обработать, поэтому нам приходится сейчас привлекать ИИ, чтобы загружать в них тексты, они нам отмечают какие-то возможные места, где что-то не так с точки зрения закона. Дальше редакторы это все оценивают, приносят юристам, юристы смотрят и говорят: либо надо убрать, либо подкорректировать».
В любом случае, «non/fictio№» остается для книжной индустрии серьезным подспорьем. Ярмарка не только про продажи — тут и культурная программа, и общение с писателями. Выставка начнется в Гостином дворе в четверг 4 декабря и продлится до воскресенья 7 декабря включительно.