Егор Холмогоров: Руки прочь от ленточки
Акция «Георгиевская лента» стала символом нашего времени. Перед нами — настоящее народное патриотическое движение. Был найден простой и ясный символ национальной идентичности, который выше идеологий и за который не стыдно сражаться, а порой, как герои Донбасса, и умирать.
Для меня показателен тот факт, что этот символ стал выше эпох и идеологий — лента главного военного ордена императорской России и произошедшей от него почетнейшей солдатской награды, превратилась в гвардейскую ленту армии, сокрушившей Гитлера, а сегодня в отличительный знак истинного патриота.
Георгиевская лента стала таким же естественным русским символом, как звезднополосатая расцветка — символом стопроцентного американца, а расцветка «юнион джека» — символом патриота Британии. И так же как в этих странах, кажется нет такого контекста, в котором считалось бы «неприличным» использовать национальные цвета. Георгиевская лента тоже подходит всюду, поскольку давно уже обозначает не только память о Войне, сколько весь Русский Мир, его смыслы и его борьбу за свое будущее.
Но, как известно, нет такой настоящей народной инициативы, истинного народного чувства, которое не хотел бы затоптать бюрократ. И нет более надежного способа, чтобы остановить живое движение, чем «Шура из месткома» и «тимуровец» с огромным портфелем. Эти персонажи в несколько дней сделают то, чего не добьешься никакими запретами.
И вот «месткомовцы» нацелились на георгиевскую ленточку. «Рейды против неэтичного использования изображения георгиевской ленты пройдут в столице. Об этом сообщает агентство «Москва» со ссылкой на члена Общественной палаты города Василия Дубенко. «Будет организован патруль, который будет проводить мониторинг неправильного, на наш взгляд, использования символов Победы. И после этого мы разъясним людям, организациям то, как это должно быть на самом деле», — отметил Дубенко, призвав горожан не крепить георгиевские ленточки к сумкам и автомобилям».
Речь, как видим, даже не о ленточках на бутылках водки или собачьих ошейниках, возмущающих и в самом деле многих. «Месткомовцы» хотят запретить москвичам самые распространенные, поскольку самые удобные для многих, формы ношения ленты. Хотят добиться того, чтобы георгиевских лент на улицах города стало меньше.
Их цель (неважно, идет ли речь о сознательном вредительстве или активистов используют в темную) состоит в том, чтобы георгиевская ленточка ассоциировалась у москвичей не с радостью и гордостью, не с весной и любовью к Родине, а с неприятностями. С тем, что тебе подходят неприятного вида люди со стертыми лицами и шныряющими глазами и начинают к тебе докапываться, зачем ты повязал ленточку на рюкзак. Понятно, что значительной части молодежи (а именно она составляет самую важную часть участников акции, именно в их памяти о Победе больше всего заинтересована страна) будет проще не надевать ленточку вовсе, чтобы не связываться, чем объясняться с новоявленными «дружинниками».
Впрочем, есть во всем этом и положительный момент — мы сможем хотя бы отчасти почувствовать то, что происходило с русскими на Украине в 2014 году, когда к ним приставали на улицах, угрожали, требовали снять ленточку. «Общественная палата Москвы» добровольно возьмет на себя роль «Правого сектора». Оригинально — не правда ли?
Главное в акции «Георгиевская ленточка» — это максимально широкое её распространение и предельно четкая патриотическая идентичность, за ней стоящая. Только это по-настоящему важно. А вот вымышленная «этичность» или «неэтичность» ношения ленточки необходима исключительно карьеристам-активистам, паразитирующим на народном чувстве. И пусть они держатся от наших машин и сумок подальше.
Два года назад, в статье под названием «Связанные одной лентой» я писал:
«Символ, который сплачивает нацию и реально пробуждает в человеке готовность к большому историческому движению, нуждается во всемирном распространении. Ограничением тут может быть не измышленная «сакральность», а исключительно личный вкус и чувство такта.
Но, право же, меня не раздражает георгиевская лента на бутылке водки. Водка, знаменитые наркомовские сто грамм, сражалась на фронте и была стратегическим фактором в зимних кампаниях. Меня не раздражают девичьи бедра, обвязанные этими ленточками. Почему? Пересмотрите «А зори здесь тихие», сейчас как раз вышел ремейк. Меня не раздражает георгиевская ленточка на собачьем ошейнике — собаки в войну шли под танки и им не случайно поставлен памятник.
Единственное, где меня, пожалуй, разозлит георгиевская ленточка — это на Андрее Макаревиче. Ну что ж, он долго к этому шел».
Что ж, сегодня мой список пополнился — еще георгиевская ленточка меня будет раздражать на «самозванцах», которые намерены поучать других как её носить.