Что может произойти на грядущих выборах в Южной Осетии?
О политической ситуации у главного союзника России в Закавказье.
Весной 2017 года в Южной Осетии состоятся президентские выборы. Народ республики, государственный суверенитет которой Россия признала после августовской войны 2008 года, будет выбирать себе лидера на ближайшие 5 лет.
События в Южной Осетии в последнее время не привлекали к себе пристального внимания российской публики по вполне понятным причинам: в актуальной для России политической повестке достаточно событий, имеющих для страны большее значение.
Однако результат выборов в Южной Осетии важен для оценки адекватности и эффективности российской политики в регионе, являющемся неотъемлемой частью Большого Ближнего Востока. Пересмотр текущего ordo mundi, свидетелями которого мы сегодня являемся, начался именно в августе 2008 года в Южной Осетии, когда Россия впервые в постсоветской истории осуществила военную операцию по защите своего союзника и, что намного более важно, политически закрепила результаты операции по принуждению Грузии к миру.
Наконец, предыдущие выборы Президента республики обернулись серьезным политическим кризисом, любой рецидив которого в текущих условиях больно ударит по престижу России.
Кризис 2011 года
Во второй тур предыдущих южно-осетинских президентских выборов в 2011 году вышли имевший статус преемника Президента Эдуарда Кокойты Анатолий Бибилов (нынешний спикер южно-осетинского Парламента) и Алла Джиоева. Бибилова, пользовавшегося поддержкой Москвы, многие заранее посчитали победителем голосования: авторитет России в республике, более 90% граждан которой имеют и российские паспорта, неоспорим, поэтому логично было предположить, что и условный «российский кандидат» будет поддержан народом.
Однако граждане Южной Осетии, уставшие за три послевоенных года от бесконечной коррупции и отсутствия видимых успехов в восстановлении республики, пришли на избирательные участки с ярко выраженным протестным настроем.
Большинство их голосов получила Алла Джиоева.
Анатолий Бибилов не признал поражения, результаты выборов были оспорены в суде — в Южной Осетии разгорелся полноценный политический кризис, выход из которого был найден при российском посредничестве.
В конечном итоге были назначены повторные выборы, в которых, согласно достигнутым договоренностям, не приняли участия ни Бибилов, ни Джиоева. Победу на них одержал Леонид Тибилов — фигура, компромиссная для местных элит и полностью устроившая Москву.
Пятилетка Тибилова
Перед Леонидом Тибиловым с первых дней его работы в качестве Президента республики встала необходимость решения двух основных задач.
Во-первых, жизненно важно было вывести республику из политического кризиса, добившись консолидации общества и гражданского примирения.
Во-вторых, необходимо было в короткие сроки уйти от коррупционных схем восстановления республики и сдвинуть сам процесс восстановления с мертвой точки.
В 2012 году в столице республике Цхинвале не было ни одной заасфальтированной благоустроенной улицы, что крайне негативно сказывалось на социально-политическом климате в республике. Перерытые вдоль и поперек улицы Цхинвала выглядели так, словно грузинскую армию отсюда выбили вчера, а не 4 года назад.
Решение обеих задач было связано и с укреплением в регионе политического реноме России, для которой южно-осетинская президентская кампания 2011 года стала явным негативным опытом.
К решению первой задачи Леонид Тибилов приступил через создание коалиционного правительства, в которое вошли представители всех основных политических сил республики. Анатолий Бибилов, в частности, сохранил в нем свой министерский пост, Алла Джиоева получила должность вице-премьера, соперник Тибилова во втором туре президентских выборов Давид Санакоев занял должность министра иностранных дел.
Подобный подход был одобрительно встречен южно-осетинским обществом в том числе и потому, что представлял собой контраст с достаточно авторитарным правлением Эдуарда Кокойты.
Леонид Тибилов продемонстрировал не самые характерные для Кавказа демократичный стиль управления и открытость, поддерживая, таким образом, необходимый для развития политической системы Южной Осетии баланс общественных и политических сил.
Подобная «мягкость», очевидно, объяснялась не только особенностями стиля работы Леонида Тибилова, но и прагматическим расчетом: Президент принципиально не стал заниматься сведением счетов и преследованием оппонентов, не предпринимал резких и неоднозначных шагов, взамен предложив южно-осетинскому обществу направить усилия на решение позитивных задач.
Важнейшей из них стало восстановление разрушенного войной жилья и инфраструктуры республики.
Доставшиеся ему в наследство «схемы» восстановления были Тибиловым постепенно разрушены: глава Южной Осптии не раз публично заявлял, что видит одной из главных своих задач эффективное использование каждого рубля российской финансовой помощи Южной Осетии.
Началась плотная работа со Счетной Палатой России, в республике появилось казначейство. В итоге проверочные мероприятия, которые Счетная Палата проводила в Южной Осетии в течение минувших 5 лет, не выявили нецелевого расходования средств.
Сама республика за время правления Тибилова внешне буквально преобразилась: Цхинвал постепенно превращается в уютный благоустроенный город, построено большое количество важных социальных объектов, включая дороги, школы, детские сады и больницы.
Явная позитивная динамика в процессах восстановления указывает на то, что за время президентского правления Тибилова уровень коррупции в использовании средств российской финансовой помощи серьезно снизился.
Высший уровень
Наиболее популярным политиком в Южной Осетии несомненно является Владимир Путин, поэтому дополнительным преимуществом Тибилова в преддверие выборов является высокий уровень отношений с Президентом России. За неполные 5 лет состоялось 7 российско-южноосетинских встреч на высшем уровне.
Президенты России и Южной Осетии — ровесники, оба имеют опыт работы в спецслужбах (Тибилов возглавлял КГБ Южной Осетии). Структура межгосударственных отношений России и Южной Осетии также получила качественное развитие с подписанием 18 марта 2015 года в Кремле Договора о союзничестве и интеграции.
Личная поддержка со стороны Владимира Путина стала одним из важнейших факторов достаточно плодотворной работы Президента Южной Осетии и позволила ему выстроить адекватную систему взаимоотношений с российскими ведомствами.
Тибилов показал себя достаточно эффективным лоббистом, что в ходе своей последней встречи с ним подтвердил Министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов: «Хочу Вас проинформировать, что параметры, заложенные на программу поддержки Южной Осетии в проекте бюджета на следующие три года не хуже, а по ряду показателей лучше, чем в предыдущие годы, даже на фоне Северного Кавказа, где у нас произошло сокращение лимита.
Учитывая персональное отношение Президента России к республике и к Вам лично, а также Ваши отношения с Владимиром Владимировичем с точки зрения доверия, конечно же, мы понимаем, что нам необходимо показать, что мы достигли планки и ее не опускаем».
В случае своего повторного переизбрания соответствующие возможности Тибилова только вырастут, что для республики, которой теперь необходимо решать задачи развития, имеет очень большое значение.
Выбор из тандема?
В июле 2016 года Центр политической конъюнктуры, близкий к Владиславу Суркову, опубликовал аналитический доклад по ситуации в Южной Осетии. В докладе отмечается, что Леонид Тибилов будет главным фаворитом грядущей президентской кампании: «Кандидатура Тибилова удовлетворяет одновременно двум параметрам. Помимо консенсуса вокруг траектории сотрудничества с Россией его избрание обещает пролонгацию действующих внутриэлитных соглашений.
Кроме того, в Москве будут поддерживать Тибилова, потому что на фоне предыдущей власти ему удалось продемонстрировать результативность работы инвестиционной программы».
Таким образом, переизбрание Леонида Тибилова отвечает как интересам Южной Осетии, получившей в последние 5 лет импульс к развитию, так и интересам России: Тибилов является единственным политиком в Южной Осетии, способным обеспечить стабильность политических процессов в республике, что в нынешней сложной международной ситуации для Москвы крайне важно.
В качестве «резервного» кандидата в докладе рассматривается спикер южно-осетинского парламента Анатолий Бибилов.
Бибилов — непосредственный участник событий, результатом которых стал политический кризис 2011 года. Здесь и кроется его серьезный недостаток, отмеченный аналитиками Центра политической конъюнктуры: «Он не воспринимается юго-осетинской элитой как политик, способный гарантировать соблюдение равновесия интересов всех кланов. Поэтому победа спикера парламента на выборах главы государства содержит некоторые риски сползания республики в очередной кризис».
Необходимость исключить любую возможность возникновения в республике политического кризиса представляется совершенно очевидной, поэтому предварительный расклад сил в начинающейся политической гонке определяет Бибилова для Москвы именно как резервного кандидата: наиболее приемлемой фигурой безусловно является действующий глава Южной Осетии Леонид Тибилов.
Фактор Кокойты
Несмотря на громкие коррупционные скандалы, проваленный процесс восстановления и закончившееся громким скандалом правление экс-президент Южной Осетии Эдуард Кокойты по-прежнему пользуется в республике определенной популярностью. Часть электората сохраняет ему лояльность.
Есть в республике и категория людей, считающих достаточно гибкие методы управления Леонида Тибилова признаком определенной слабости и с ностальгией вспоминающих авторитарный стиль правления Кокойты. С именем экс-президента также связано признание государственного суверенитета Южной Осетии.
Однако возвращение Кокойты к власти будет для политической системы Южной Осетии объективным шагом назад: в течение трех поствоенных лет он и его команда не продемонстрировали ни понимания задач, стоящих перед республикой, ни способности к их решению.
Понимают это и в Москве, соответствующий сигнал был послан через Центр политических технологий: «Республике сейчас необходимо поступательное движение вперед, а не возврат на десятилетие назад. Москва не будет иметь дело с Кокойты. Если бы Кокойты теоретически вернулся, что невозможно ввиду того, что он не проходит по цензу оседлости, то с ним бы вернулись старые порядки по „распиливанию“ денег, а этого в Москве не допустит никто».
Дороги «назад в будущее» нет, что, однако, не отменяет наличия фактора Эдуарда Кокойты, с которым в преддверие выборов необходимо считаться. Сам экс-президент пока никаких комментариев касательно своих планов на 2017 год не давал.
Новые вызовы
Институт прямых выборов вкупе с богатыми традициями прямой демократии Южной Осетии и достаточно развитой политической культурой практически исключают возможность проведения в республике полностью «контролируемых» и «предсказуемых» выборов Президента.
Пытаться сегодня предугадать, кого предпочтет народ республики, — занятие малоперспективное. Одобрение той или иной кандидатуры в самых высоких московских кабинетах также не является гарантией успеха, что было наглядно продемонстрировано гражданами Южной Осетии в том же 2011 году.
Действующий Президент Тибилов, несмотря на достигнутые им результаты, сталкивается сегодня с новыми вызовами. Общество Южной Осетии давно ждет от него принятия ряда кадровых решений. Тибилов выстроил эффективную систему коммуникаций с Москвой, добился качественного перелома в процессах восстановлении республики и по-прежнему является для южно-осетинских групп влияния компромиссной фигурой.
Решение актуальных задач, однако, потребует от Президента и его команды новых подходов и компетенций, а также кардинального переосмысления принципов деятельности всего государственного аппарата республики.
Процесс восстановления подходит к завершению, на повестке дня стоит воссоздание экономики республики, которая на сегодняшний день развита крайне слабо. Разработка и реализация экономических программ, работа с бизнесом и создание системы экономических связей потребуют привлечения в управленческую команду «свежей крови», новых идей и перераспределения полномочий.
Успешная реализация даже нескольких экономических проектов способна качественно изменить структуру отношений в южно-осетинском обществе и создать новую систему социальных мотиваций. В ходе одной из своих встреч с Владимиром Путиным глава Южной Осетии заявил, что намерен сместить акценты в южно-осетинском дискурсе от восстановления к развитию. От того, насколько эффективно Тибилов и его команда смогут осуществить задуманное, в большой степени и будет зависеть исход выборов Президента в Южной Осетии.
Результаты первого президентского срока позволяют действующему Президенту рассчитывать как на доверие народа, так и поддержку России, заинтересованной в развитии современных южно-осетинских политических, экономических и общественных институтов, способных наполнить реальным смыслом понятие «витрины российской политики» в регионе и наглядно продемонстрировать правильность пророссийского выбора всем субъектам региональной политики.
Андрей Кокоев