38 ММКФ: «Тэли и Толи» — гостеприимное кино о дружбе народов
С 23 по 30 июня 2016 года проходит 38 Московский международный кинофестиваль. В рамках внеконкурсной программы 26 июня состоится премьера фильма «Тэли и Толи», дебют режиссера Александра Амирова. Душевное, гостеприимное и несколько наивное кино, полное национального колорита, как и его герои, которым невозможно не симпатизировать.
Действие картины разворачивается в одном из высокогорных ущелий Центрального Кавказского хребта, где много веков мирно сосуществовали два села — грузинское Тэли и осетинское Толи. Давно заброшенные села, в которых нет ни газа, ни света, ни телевидения, есть только два дружных семейства, для которых страшнее смерти потерять возможность ходить друг к другу в гости.
Однако сёла разделены границей, проходящей по мелководной речушке Арагавке, которую охраняют два пограничника — грузинский лейтенант Гурам (Сергей Погосян), больше всего боящийся так и умереть лейтенантом, и с российской стороны — молодой сержант Максим (Иван Дубровский). Однажды поступает приказ закрыть границу из-за ущерба, нанесенного российской стороне в виде двух баранов, перешедших в тумане на грузинскую территорию. Пограничники попадают в сложную ситуацию — по долгу службы им приходится закрывать дорогу жителям Тэли и Толи, которые в упор не хотят воспринимать всерьез официальные приказы. Правда, и пограничники быстро поддаются на провокацию, и все вместе отправляются к столу с едой и вином.
«Это крайне актуальная картина, потому что там, где зреют конфликты, всегда стоит вопрос границы, — комментирует продюсер картины Наталья Иванова. — Мы сегодня наблюдаем вражду и ненависть соседей на разных уровнях».
Главы семейств — Кахи и Бази — два неразлучных друга, которых играют грузин Кахи Кавсадзе (Абдулла из фильма «Белое солнце пустыни») и Дагун Омаев, известный чеченский актер театра и кино. Это самый монументальный и яркий союз в фильме. Темпераментные кавказские старики готовы умереть вместе, выпивая араку под дулами пистолетов в нейтральных водах речки, но могут всю ночь спорить о том, был ли в роду одного из них геморрой. Это не единственный трогательный союз в фильме — почти каждая линия подразумевает дружескую или романтическую связь двух людей. Пограничники Гурам и Максим, пастухи Шалико и Валико, Бази и его жена Кошер, рядом с могилой которой верный муж хочет провести остаток жизни, Кахи и его весёлая супруга Софико (Нанули Сараджишвили). И, конечно, пара, чья линия двигает сюжет — молодые влюбленные, красавица Сатиник (Нуца Хубулава), которая учится в большом городе и приезжает на каникулы к родными, и местный егерь Гоча (Риналь Мухаметов), который с замиранием сердца ждёт девушку. Гоча не сватался к Сатиник, но ни у кого не вызывает сомнений, что эти двое друг другу обещаны, пока в их маленькие сёла не приходит гость — и не просто из «долины», а из самой Канады. Греко-испано-осетино-канадский молодой человек Иоанис Марантиди (Казбек Кибизов) приезжает, чтобы выполнить последнюю волю своей почившей бабушки — принести к могиле горсть родной земли. Еще одно завещание бабушки — это богатое наследство, если Иоанис женится на местной девушке — и эта ситуация рождает конфликт.
Авторы фильма сталкивают, но не в жёстком противостоянии, два мира — наивный непосредственный и по-житейски мудрый горный народ и человека «из долины», которому понятны все процессы в мире, экономические и политические причины таких явлений, как очерчивание границы и мелочный делёж территории. Но он не может убедительно объяснить этим людям, почему бедный не может поделиться с богатым куском хлеба.
Продюсер «Тэли и Толи» Наталья Иванова рассказывает, что когда 6 лет назад сценарий фильма попал в студию ««Хорошо продакшн», она почувствовала, что история близка ей на личном уровне: «Именно так я бы хотела поговорить со своим отцом, дедушкой. Мне важны простые человеческие ценности — жизнь и смерть, добро и зло, дружба и любовь, какой след оставляет человек на земле, как бы не высокопарно это прозвучало. Об этом говорят эти люди, может быть пафосно, может быть с преувеличенным героизмом, но мы понимаем, что они абсолютно искренни. Они не такие, как мы, потому что оторваны от нашей кипучей и могучей жизни. Они просто живут, дружат, любят, хранят память, сеют, пашут, видят рассветы и закаты. И надо ещё понять, где правда — в нашей суете или их размеренной жизни».
Фильм, избегая дидактики, прямых политических и социальных высказываний, через историю, юмор и иносказание напоминает нам, «людям долины», о том, что мы забываем о вечных ценностях. Как произносит в одной из финальных сцен Кахи: «Небо тоже может исчезнуть: что же его, по карманам рассовать?».