«Не верьте тем, кто говорит, что в России журналистика мертва, поверьте, это не так!» — Евгений Куликов дал совет начинающим журналистам
Корреспондент телеканала «Россия 24» Евгений Куликов рассказал Школе журналистики имени Владимира Мезенцева о том, как попал на телевидение.
Интервью с Евгением Куликовым
— Как Вы попали на телеканал «Россия 24»?
— Чтобы попасть на «Россию 24», пришлось проделать немаленький путь. Хотя бы окончить с красным дипломом Высшую школу экономики и МГИМО, чтобы затем отработать некоторое время в Правительстве Московской области и понять, что в профессиональной деятельности для меня важны три вещи: творчество, общение с людьми, и путешествия. Всё это может дать телевидение. С этими мыслями я пришёл на «Россию», меня взяли обычным редактором. Спустя некоторое время я стал совмещать должность редактора и полевого продюсера. Это человек, который уже выезжает на съёмки, берёт интервью, но при этом не работает в кадре. Спустя почти два года работы полевым продюсером и редактором, я пришёл к руководителям с просьбой дать мне шанс попробовать себя в качестве корреспондента, и такой шанс мне дали. Первый мой сюжет был новостным, коротким, посвящён часовне во Владимирской области, которую построили родители в честь погибшего в зоне СВО сына. Сюжет получился неплохим, и уже через два месяца я снял свой первый специальный репортаж.
— Как выстраивается Ваш рабочий день, какие задачи являются наиболее приоритетными?
— Всё зависит от того, где я нахожусь. В Москве, либо в командировке. Начну с рабочего дня в офисе. Прихожу на работу к десяти часам утра, открываю свой текущий to-do-list, чтобы понять какой и к какому числу нужно сдать репортаж. Понимаю, с чем работать, и просматриваю пять-десять сюжетов на эту тему, чтобы понять, кто и что до меня снимал и что в принципе может заинтересовать зрителя. Расширив свой кругозор, я приступаю к подготовке репортажа. Обзваниваю героев, уговариваю тех, кто не соглашается, а затем готовлю свою команду. Когда вопросы написаны, а герои найдены, я начинаю утверждать место для съёмок. Стараюсь быть сам себе продюсером, честно говоря, никому это не доверяю. Имея на руках полную фактуру того, что мы отсняли, начинаю написание закадрового голоса и подбор синхронов. Открою вам секрет: как правило, час съёмок в полях — это одна минута эфирного времени, соответственно, чтобы получился новостной репортаж (три-четыре минуты), нужно снимать минимум три-четыре часа. Если монтаж проходит на нашей студии, я сажусь с монтажёром, и мы делаем всё вместе. Далее правки вносит главный редактор, после чего выходит сам эфир. Немаловажный момент — это рассказать о предстоящем фильме в социальных сетях, чтобы посмотрели те люди, которые без анонса в Telegram-канале никогда бы о нём не узнали. Что касается командировок, это ранний подъём. Многие ошибочно утверждают, что командировка — достаточно лёгкий процесс, но это не так. В командировках расписана каждая секунда, и, как правило, съёмки занимают больше половины суток. Так несколько дней. Бывает и две недели. Несмотря на усталость, это интересно. Это надо любить.
— Как Вы справляетесь со стрессом и эмоциональной нагрузкой, которые могут возникать в Вашей профессии, особенно при освещении сложных или трагических событий?
— Справляться со стрессом и эмоциональным напряжением мне позволяет обратная связь от зрителей, которые посмотрели мой специальный репортаж. Не так давно у меня выходил цикл передач «Всё для фронта» про волонтёров и добровольцев, которые прикладывают все усилия, чтобы приблизить нашу победу. Среди них был Антон Монашкин — инвалид из Читы. На сэкономленную пенсию купил 3D-принтер, чтобы печатать различные приспособления для наших военных. Моей радости не было предела, когда после выхода репортажа в эфир со мной связались представители одного министерства и пообещали помочь парню как финансово, так и по здоровью. Это очень ценно и означает, что всё, что я делаю, не зря. Таких историй много. У нас был волонтёр Андрей Морозов, который из старых детских гироскутеров делает тележки для наших военных. После выхода репортажа десятки людей по всей стране обратились ко мне с просьбой дать контакты Андрея, чтобы отправить ему аккумуляторы, гироскутеры, и другие приспособления, которые он сможет использовать в своей деятельности. Нет ничего ценнее, чем возможность помочь матери найти сына, который не выходит на связь в зоне проведения СВО. На самом деле, обратная связь и возможность быть полезным и нужным, как раз и мотивируют работать дальше, не впадать в депрессию, напряжение и бороться с эмоциональной нагрузкой.
— Какие качества, на Ваш взгляд, являются ключевыми для успешной работы тележурналиста?
—Топ три качества журналиста:
- Широкий кругозор. Корреспондент должен знать историю, должен много читать и быть в курсе актуальной повестки дня.
- Корреспондент должен уметь искать информацию. Ресёрч — это навык. Чтобы подготовить свой репортаж, нужно посмотреть как минимум десять репортажей по своей теме, которую готовили до тебя.
- Корреспондент должен быть хорошим переговорщиком, это коммуникативные навыки. Потому что не все герои идут на контакт, а даже если идут, не все герои раскрываются сразу. Чтобы добыть нужный тебе материал, нужно уметь договариваться с людьми, нужно уметь слушать своих героев, и даже идти на уступки.
— Что Вы считаете самым сложным аспектом в Вашей работе?
— Самое сложное в работе корреспондента — это умение интересно освещать будничные события. Среди всех корреспондентов настоящий профессионал — тот, кто работает в городских новостях, кто делает по три-четыре сюжета в день. За годы жизни люди привыкают ко всему, и такие происшествия, как авария на дороге, взрыв бытового газа, недовольство жителей многоквартирных домов плохо развитой инфраструктурой, у зрителей не вызывают никаких эмоций, потому что это происходит каждый день. Задача корреспондента, как профессионала своего дела, — привлечь зрителей к данному вопросу, к данной проблеме, выстроить красивую картинку, сделать интересную подводку к репортажу, чтобы, казалось бы, будничное событие заиграло новыми красками.
— Есть ли у Вас кумир в сфере журналистики, или пример для подражания?
— Александр Георгиевич Рогаткин — мастер слова, выдающийся российский журналист. У него я научился всему: от написания текста, до работы в кадре. Вторым кумиром я бы выделил Павла Зарубина — человека, который делает репортажи про нашего Президента Владимира Владимировича Путина. Только представьте, какими профессиональными навыками и личными качествами нужно обладать, чтобы тебя допустили до работы с Президентом России.
— Как Вы поддерживаете свою профессиональную квалификацию?
— Я считаю, что журналист сегодня должен идти в ногу со временем, он должен стать универсальным солдатом, чтобы в экстренной ситуации журналист смог заменить собой не только оператора, но и звукорежиссёра и в одиночку подготовить репортаж. Поддерживать профессиональную квалификацию нужно. Я сейчас учусь снимать на видеокамеру, а также работать с дроном.
— Что бы Вы посоветовали молодым людям, которые мечтают стать журналистами?
—Будущие коллеги, если вы решили стать журналистами, и вы чувствуете, что это ваше, то не сомневайтесь и идите до конца. Не верьте тем, кто говорит, что в России журналистика мертва, поверьте, это не так.
— Есть ли у Вас какая-либо тема для репортажа, которую Вы бы хотели осветить, но не имеете такой возможности?
— Я обожаю животных, больше всего люблю собак и очень хочу завести четвероногого друга. К сожалению, такой возможности не имею по причине плотного рабочего графика и частых командировок. Моя мечта — снять большой специальный репортаж, посвящённый роли служебных собак в зоне СВО. Сегодня собаки достают раненых из-под завалов, находят мины, определяют на слух, откуда движется беспилотник, а также со взрывчаткой бросаются под танки и лёгкую бронированную технику. Много военных частей по всей стране готовят собак специально для зоны проведения СВО. Уже есть случаи, где собаки ценой своей жизни спасли сотни наших бойцов, а одна овчарка даже получила ведомственную награду за подвиги. К этой теме активно присоединяются волонтёры, которые везут раненых животных в крупные города, оперируют их, чтобы затем найти новых хозяев. Другие добровольцы за свои собственные средства шьют кевларовые бронежилеты для служебных собак, а также разрабатывают методички по работе с братьями нашими меньшими в боевых условиях. Это очень трогательная и душевная тема, которая обязательно должна привлечь внимание зрителя и заставить его оторваться от экрана телефона, включить телевизор и посмотреть наш специальный репортаж.