«Исчезающие» лошади, собака в сундуке и связанный черный петух: кого спасают в семейном приюте «Голубое небо»
В Корткеросском районе находится домашний приют «Голубое небо». Местная жительница Кристина, ее супруг и дети там выхаживают попавших в беду животных. У них «отогреваются и оживают» лошади, собаки, кошки, гуси, козы и даже летучие мыши. С чего все началось и в какую сумму обходится семье спасение братьев меньших, основатель приюта рассказала БНК.
По примеру бабушки
Кристина с 3-4 лет начала приносить животных домой. Примером ей была бабушка, которая всегда лечила птиц, собак. Во взрослом возрасте девушка продолжила заботиться о братьях меньших, уже как основательница приюта «Голубое небо»: семья Кристины брала животных на передержку. Когда в городе стало тесно, они переехали в Корткеросский район. Сейчас на попечении миниприюта 24 собаки, 28 кошек, восемь лошадей, 10 коз, гуси, курицы, петух.
Жертвоприношения на Хэллоуин
В ноябре 2024 года семья Кристины получила сообщение и фото, которые очень удивили всех. На дороге между Ухтой и Сыктывкаром недалеко от Синдора нашли черную птицу со связанными лапами, одна была вывернута — видимо, чтобы не смогла сбежать. По фото было непонятно, что это за птица, сначала Кристина с супругом решили, что какая-то дикая. Разобраться удалось после того, как знакомые скинули видео: оказалось, что в лесу бросили цыпленка черной курицы. Таких же черноперых красавцев нашли в Эжве. Это произошло как раз в дни Хэллоуина.
— Потом мы почитали и выяснилось, что петухов раньше считали защитниками дома от всякой нечисти, от мора скотины. Именно черных петухов. И их уносили в лес на съедение диким животным, чтобы люди не нашли. Так колдовали, чтобы нанести урон семье, человеку. Благо, промерзнуть наш найденыш не успел. Он ест, бегает, сейчас у него все хорошо, — поделилась Кристина.
Голуби
В «Голубом небе» живут и другие птицы. К волонтерам попадают выпавшие из гнезд детеныши или птенцы, которых оттуда достали дети. Кристина с семьей их выхаживают, кольцуют и отпускают. Некоторые улетают в город, некоторые остаются и живут в приюте.
Кошки
Кошки к Кристине и ее домочадцам попадают по-разному: каких-то подбрасывают, других находят под сараями и в подвалах, на дачах и в урнах.
Собаки
Собаки к Кристине тоже попадают разными путями. Однажды ей пришлось вызволять Лагуну, которую алкоголики держали в сундуке вместе со щенками в заброшенном доме без отопления. Она была худющей, лысеющей и не знала, что такое ласка.
В 2024 году к тем алкоголикам попал другой щенок: его хозяина увезли в больницу, он умер, а питомец остался у маргинальных личностей. Его тоже пришлось срочно выручать.
— Даже бездомная собака так выглядеть не будет. Просто что-то с чем-то: встать не мог, с боем его отбирали. Этот мужчина мне сказал: «Почему всем можно собаку, а мне нельзя?». Сам без руки, запойный, себя содержать не может, дом заброшенный. Мы от него собак привозили, а они неделю еще после этого даже сено ели. Собака на сене лежит и его ест. Ужасы бывают такие, очень конкретные, —высказалась Кристина.
У таких собак проблемы не только с физическим состоянием, они дикие. Пристраивать их нужно к знающим людям, отпускать на волю нельзя — потом их будет очень тяжело поймать, так как они не контролируют свои эмоции.
— Сейчас приезжала сложная собака, которую мужчина без ноги по пьяни то ли забить пытался, то ли зарезать. Потом он попал в больницу со второй ногой. Пес там с жесткой психикой: в помещение посадишь, а он истерит, орет, бьется об стены. В будке, на открытом пространстве он чувствует себя идеально. И мы ему временный приют не могли найти: он в городе передержку разломал, тут у нас разбомбил всю комнату, вольер весь съел. Приехал мужчина со стороны Усть-Кулома, хотел щенка для прогулок в лес. Увидел этого взрослого неконтролируемого пса, с которым заниматься и заниматься, и говорит: «Мне его надо». Я спрашиваю: «Точно?». — В итоге он увез с собой этого пса.
Козы
У Кристины ранее были две козочки (потом их стало больше). С помощью дойной семья выкармливает котят: им подходит только козье молоко или дорогие смеси. Но женщина всегда хотела завести вислоухую козочку. Однажды знакомая Кристины случайно увидела объявление о том, что вислоухих коз отдают на мясо. Потом оказалось, что у хозяйки козочек есть еще козлы, тоже на мясо. Кристина выкупила трех козочек за свой счет. Потом участники группы приюта в соцсети «ВКонтакте» помогли собрать деньги и выкупить козлов.
Гуси
О гусях Кристина также узнала из объявления. Птицы были почерневшие, в фекалиях, которые вросли даже не в перья, а в кожу, клювы забиты грязью. Их отмывали восемь часов.
— У меня одна, самая ласковая осталась, остальных раздали. Она у нас Цыпа. Смешная такая. Ходит важно, ластится. Бывает, кормишь кого-то другого, она к тебе подходит и если не поласкаешь, она за ногу как цапнет! Не больно, но ей всегда нужно внимание уделять, — рассказала хозяйка приюта.
Летучие мыши
По словам волонтера, летучих мышей в Сыктывкаре очень много, но их не замечают, так как они размером с воробушка. В «Голубом небе» их тоже выхаживают: бывает так, что летучих мышей что-то будит от спячки. Волонтеры их кормят, «укладывают» снова и выпускают по весне.
— В прошлом году у нас на базах нашли одну, коробками придавили, немножко зажали ее. Она не могла вылететь и несколько дней голодала, ослабла. Мы ее две недели подкормили, после сама улетела, — поделилась Кристина.
Лошади
На попечении волонтера из Коми находятся и лошади. В 2023 году Кристина из комментариев к посту в соцсети узнала, что в Усть-Куломском районе на самовыгуле бегают кобыла и жеребенок. Выяснилось, что их хозяйка уехала ухаживать за своей больной матерью, а животные, оставшись без владелицы, одичали. Хозяйка пыталась их поймать, просила у помощи односельчан, но у нее ничего не получилось и она продала их предпринимателю. Узнав от женщины, кто этот человек, Кристина поняла, что лошадей просто увезут на убой и что их нужно срочно спасать.
Женщина переубедила хозяйку продать лошадей ей. Предприниматель после заявил, что лошади уже у него, хотя так просто их продать и забрать нельзя. Нужно взять и сдать у лошадей кровь на анализ, оформить документы на их вывоз, дождаться окончания карантина. Волонтер встретилась с хозяйкой в городе. Та дала ей в руки телефон: мол, прочитайте переписку. Далее Кристине пришлось самой разговаривать с тем предпринимателем и идти с хозяйкой в полицию, чтобы написать заявление, так как мужчина начал кричать и угрожать им.
Такие предприниматели не в первый раз вывозят лошадей из республики, чтобы отправить их на убой, выкупают их на колбасу, сообщила Кристина.
— Самое обидное, что у нас в Коми мезенская и печорская — это истинно наши, северные породы. Сильные, выносливые, для нашего сурового климата: дождь, слякоть, -30 градусов, -50 — они спокойно все осиливают. Животные не агрессивны, к детям нормально относятся, хорошо поддаются воспитанию. И их единицы, по пальцам можно перечесть. На Корткеросский район лошадей десять, на Усть-Куломский район десять, а раньше были конюшни по 40-50 голов. Краснокнижные лошади уже, — сделала вывод женщина.
Время — самый ценный ресурс
Весь этот довольно большой «зоопарк» отнимает у Кристины немало времени, она ухаживает за питомцами целыми днями. Родителям помогают дети: они выкармливают щенят и котят, самостоятельно ухаживают за пони.
— Если где-то увидят кошечку или птичку, то уже без вариантов: они несут их домой, — сказала Кристина.
Спасенным животным нужен не только уход и забота (и соответственно, время), но и корм, и вода. Пьют они много — тонну в день. Семья возит емкости с водой на телеге, так как колодец у них сейчас неисправен. Сена уходит также много, его покупают в рассрочку. В телегу помещается девять тюков по 350 кг, этого хватает примерно на месяц.
Только на собак в месяц примерно тратится 30-40 тысяч рублей, на кошек поменьше. Часть трат Кристина с супругом закрывают за свой счет, часть — с помощью благотворительных сборов. Есть также опекуны, которые покупают или оплачивают корм некоторым собакам. В отдельных случаях люди привозят лекарства для кошек. Есть добровольцы, которые приезжают и помогают своим трудом.
Побеги животных
Волонтерам приходится решать проблемы и с поиском передержки, и с болезнями животных, и с отловом. Так, по словам Кристины, за лошадьми из Усть-Куломского района пришлось бегать часами: однажды во время побега кобыла «разнесла в хлам» бревенчатый загон. Сложностей добавило и то, что кобылу с жеребенком пытались застрелить, потому что они подъедали сено. Испугавшись, лошади ушли жить на кладбище.
— Там такое село — нет ничего, только магазин, который работает несколько часов. Туда не добраться, в глухом лесу находится. Чтобы поймать кобылу с жеребенком, пришлось к сараю проложить тропинку из корма. Когда жеребенок с кобылой подошли к сараю, их загнали туда, толкая под «багажник».
Насекомые из Москвы
Кристине и ее родным приходится разбираться и с другими «нюансами». Например, если речь идет о птицах, возникают «заморочки» с кормом: насекомых либо не доставляют, либо они очень дорогие (одно насекомое в зоомагазине стоит 12 рублей), поэтому их заказывают с фермы в Москве.
Недавно у «Голубого неба» сгорела баня, где семья Кристины грела воду для животных — и сейчас они собирают деньги на ее восстановление. А еще ищут спонсоров и опекунов для коня Агата, у которого большие сложности со здоровьем.
БНК