Нищета школ и будущее России
Кризис школы
Представители власти рассказывают сказки об экономическом подъёме, технологическом рывке, инновациях и цифровой школе. А в школах критическая нехватка обычных учителей математики, физики, химии и других предметов.
При этом учителя стареют и уходят, заменить их некем. Зарплаты в провинции нищенские – 25 – 30 тыс. Страшная перегрузка, работают на 1,5-2 ставки, чтобы просто выжить.
Учителя стареют и уходят из школ, а молодые не восполняют их в полной мере, не говоря уже об уровне квалификации, который также проседает. Такой вывод сделала «Родная школа» по итогам масштабного анализа, результаты которого опубликованы в аналитической записке по вопросам общего и дополнительного образования.
По версии Министерства просвещения, «всё хорошо, прекрасная маркиза». В начале прошлого учебного года число ставок учителей составляло 1 млн. 617 тыс. Вакантными числились менее 18 тыс. ставок, то есть чуть больше 1%. То есть нехватка учителей минимальная.
Однако реальная нехватка учителей в России (при нормальной работе каждого учителя на одну ставку) составляет 550 тыс. человек. Это огромные цифры. Они показывают, что школьное образование пребывает в тяжелейшем кризисе, вызванном громадным кадровым дефицитом, который невозможно закрыть за короткий срок, а при текущем уровне зарплат педагогов — никогда.
Плюс уход учителей из школ (стрессовая ситуация, «перегорание», конфликты с администрацией, родителями и учениками, перегрузка и т. д.), их старение. Если в 2016 году учителей до 30 лет было 149 тыс. человек, а старше 60 — 116 тыс., то в 2023 году пропорции серьёзно ухудшились: 151 на 164.
То есть учителей-пенсионеров (точнее, пенсионерок, так как почти все школьные учителя — женщины) стало больше, чем молодых! Основная кадровая база школы — люди пенсионного и предпенсионного возраста. Только за счёт привлечения работающих пенсионеров школы имеют возможность формально закрывать ставки, добиваясь формально низкого числа вакансий. Но каково будущее нашего образования при таком подходе? Что с ней будет через 10–15 лет?
Это ещё одна, вернее, две проблемы. Детей учат пожилые люди, которые во многом уже «перегорели» и просто отрабатывают номер. А когда они уйдут, кто будет учить?
Другая проблема – в школах почти нет мужчин-учителей. Нет мужского начала. Всё воспитание на женщинах. Это делает будущих мужчин инфантильными, бесхарактерными. У них нет примера для подражания. Плюс вопрос с дисциплиной, порядком в школах.
Нищенские зарплаты
Кадровый вопрос во многом вызван низкими зарплатами учителей, преподавателей – высококвалифицированных специалистов. «Родная школа» провела большой и уникальный анализ на основе данных самого Минпроса, и нищенская зарплата учителей стала официальным статистическим фактом.
Медианная зарплата российского учителя в 2023 году составила 25–28 тыс. рублей в месяц за ставку!
Это люди с высшим, среднеспециальным образованием! Высококвалифицированные! Часто отдавшие лучшие годы жизни, всю жизнь своей родной школе! А получают в несколько раз меньше, чем грузчики, работники складов, курьеры, подсобники на стройках и т. д.
Помнится, в 2016 г. премьер-министр России Медведев на вопрос о низких зарплатах учителей ответил, что надо «как-то иначе зарабатывать» и идти в бизнес. «Меня часто спрашивают по учителям и преподавателям. Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес. Но вы же не пошли в бизнес, как я понимаю, ну вот», — заявил премьер.
Собственно, с тех времён, несмотря на высокие слова (постоянное словоблудие) о школе и учителях, ничего не изменилось. Учителя в среднем получают в два раза ниже, чем средняя зарплата в регионе.
При этом 28 тыс. — это если рассчитать по всем регионам. Так, в Москве зарплаты хорошие, а в половине областей зарплата ещё меньше! Что также вызывает текучку кадров: из сельской местности учителя уезжают в города, а оттуда в Москву, в лицеи, где могут платить хорошую зарплату.
Такая в стране ужасная кадровая политика. Или её отсутствие. Ведь схожая ситуация и с квалифицированным персоналом заводов и фабрик (с большей частью), преподавателями высших учебных заведений, инженерно-техническим персоналом. Со значительной частью медперсонала и т. д. Получается, что специалистам проще всего забыть про своё образование, квалификацию и идти работать на склад.
Между зарплатой на одну ставку и кадровым вопросом есть явная связь: чем выше зарплата, тем больше молодых. Поднимите учителям зарплаты — и молодые учителя пойдут в школу и останутся там. Еще один результат — чем выше зарплаты, тем больше в школах учителей-мужчин.
Бесконечное реформирование, оптимизации привели к тому, что школа в России находится буквально на грани полной катастрофы.
Без передовой школы, которая, к примеру, была в СССР, у нас не будет никаких прорывов в науке и технике, космодромов и космических кораблей, сильной армии и флота, способных обеспечить безопасность державы. Сплошная «труба» по всем направлениям (Капитализм убивает Россию).
На словах Россия противостоит коллективному Западу. А на деле школа как шла курсом, который определили на Западе, так и идёт. Это упрощение массовой школы. Создание элитных лицеев-колледжей для части учеников – детей новой знати и талантливых самородков. Нужны программисты, инженеры, архитекторы, дизайнеры и т. д., в целом интеллектуальная, культурная и техническая обслуга знати.
Плюс цифровизация школы, что также ведёт к её деградации, упрощению. Основа школы — это личный контакт учителя и ученика, с передачей знаний, опыта. С одновременным совершенствованием, саморазвитием самого учителя. Идеальный вариант, когда ученик превзойдёт учителя.