Почему мигрантам не место среди медиков и педагогов
В Госдуме возьмут под парламентский контроль формирование перечня профессий, позволяющих мигрантам получить в упрощенном порядке вид на жительство. Об этом на своей странице в соцсетях 21 ноября написал председатель палаты Вячеслав Володин. Воспитание, обучение и здравоохранение — это те сферы, где должны трудиться граждане России, уверен политик. Привлекать в них мигрантов в Госдуме считают неправильным.
Только российские дипломы
В России несколько лет действовал упрощенный порядок приема в гражданство для иностранных специалистов, владеющих дефицитной в России профессией. Если человек приезжал из-за рубежа и устраивался у нас работать по специальности из специального перечня, сформированного Минтрудом, то через полгода мог получить ВНЖ, а через пять лет — претендовать на гражданство. Однако после вступления в силу в 2023 году поправок в закон о гражданстве возможности получить в ускоренном порядке российский паспорт по этому основанию иностранцы лишились. Сейчас Минтруд готовит перечень специальностей, которые в следующем году позволят дефицитным специалистам в упрощенном порядке получить лишь ВНЖ. Но гражданство придется получать в общем порядке.
Председатель Госдумы уверен, что к формированию этого перечня необходимо подойти с особой ответственностью. «Оставляем за собой вопрос парламентского контроля за ходом формирования перечня профессий, позволяющих работающим в России мигрантам получить в упрощенном порядке вид на жительство», — пояснил политик на своей странице в соцсетях.
Володин уверен, что воспитание, обучение и здравоохранение — это те сферы, где должны трудиться только граждане страны. «Привлекать мигрантов в них считаем неправильным», — отметил он.
Это тему председатель Госдумы неоднократно поднимал и на пленарных заседаниях. К примеру, 16 октября Вячеслав Володин поинтересовался: «Может быть, сделать все для того, чтобы наши выпускники, наши целевики, из которых всего 34 процента возвращаются в больницы работать, пошли в профессию?»
Врачами не должны работать мигранты «с неизвестно каким образованием и компетенциями и, самое главное, плохим знанием либо отсутствием знания русского языка», сказал Володин и на пленарном заседании 20 ноября.
Глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов сообщил «Парламентской газете», что депутаты уже запросили в Минтруде находящийся на стадии формирования документ. «Хотим его предметно обсудить с Минтрудом, с другими заинтересованными ведомствами, с регионами», — сказал депутат.
От хирурга до акушера
Перечень специальностей, профессий и должностей для упрощенного получения ВНЖ (а ранее и гражданства) Минтруд обновляет почти ежегодно. Последнюю версию списка утвердили в 2023 году. В него вошли сразу 47 медицинских специальностей, предполагающих наличие высшего образования. В том числе врачи-анестезиологи, онкологи, гематологи, педиатры, терапевты, хирурги, эндокринологи. Еще 24 специальности требовали среднего медобразования, в том числе акушерки, медсестры, фельдшеры, лаборанты. Запрос был также на провизоров и фармацевтов. Восемнадцать пунктов перечня были посвящены педагогическим работникам. Среди них — школьные учителя, преподаватели вузов, доценты, заведующие кафедр, дефектологи, воспитатели, музыкальные руководители.
Обновляют перечень, как ранее поясняли «Парламентской газете» в Минтруде, с учетом перспективных потребностей рынка труда и принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов.
Регионы на проверку
В планах депутатов Госдумы также провести анализ региональных практик в миграционной сфере. Такое поручение на пленарном заседании 21 ноября председатель Вячеслав Володин дал вице-спикеру Ирине Яровой, возглавляющей парламентскую комиссию по вопросам миграционной политики, сообщила пресс-служба палаты.
Председатель Госдумы отметил, что «свои возможности в части выдачи патентов и других решений, которые относятся к компетенции регионов», используют далеко не все субъекты Федерации.
Яровая напомнила, что в законодательстве установлены требования к регионам, которые дают им не право, «а прямую обязанность устанавливать количество и качество привлекаемой иностранной рабочей силы, определять профессии и вводить прямые даже запреты на привлечение мигрантов». Однако, по словам парламентария, зачастую «регионы не используют это серьезное полномочие».
«Диаспоры показывают – это вы будете подстраиваться под нас!» – о ситуации в Сургуте
Очередная история с мигрантами разворачивается теперь уже в Сургуте. Очень много иностранных граждан поступило в местные ВУЗы, и теперь они начинают требовать себе отдельное помещение, чтобы молиться. Потому что, жалуются они, иначе им приходится это делать в холлах, коридорах и т.д.
Руководство Сургутского государственного университета заняло твёрдую позицию и не собирается идти на поводу у приезжих. Логика у них простая и понятная: у нас тут учебное заведение, а не религиозная организация. Мы занимаемся образованием, и вы отлично знали, куда вы поступаете и зачем.
Удивительное дело... Иранские инженеры, как известно, обучаются в России уже много-много лет. С тех пор, как Россия начала строить АЭС в Бушере, ещё при Ельцине, у нас готовят и специалистов для её обслуживания. И как правило эти «студенты» – взрослые бородатые дядьки возрастом уже 30+, однако даже у них почему-то таких вопросов и таких проблем не возникало.
То есть: граждане Исламской республики, где официально власть принадлежит муллам – и то не требовали для себя никогда подобных помещений. Более того, сейчас в этих ВУЗах готовят специалистов для АЭС, которые Россия строит в Африке – и то же самое: почему-то там люди учатся, а не выдвигают политические требования.
Казалось бы, парадокс? Почему одни могут учиться, и ничто им не мешает, а другие – прямо никак? Причём, надо думать, что руководство Исламской республики явно направляет в Россию своих лучших граждан, которых едва ли можно упрекнуть в недостатке религиозности.
Однако!.. Политолог Николай Севостьянов считает, что религиозность здесь вообще не при чём. Он полагает, что ситуацию изнутри подогревают диаспоры, а потом они же помогают максимально раскручивать все эти новомодные «требования». По мнению политолога, диаспоры таким образом передают вполне определённое послание гражданам России:
«Эти студенты дают диаспорам инфоповод, чтобы те могли отстаивать свою политическую субъектность. Речь идёт именно об этом. К религии это вообще не имеет никакого отношения, я полагаю. Дело не в том, что они хотят где-то молиться, а в том, что они таким способом демонстрируют, по моему мнению, что мы, мол, не собираемся под вас подстраиваться и интегрироваться – это вы будете подстраиваться под нас. То есть – граждане России. Поэтому они требуют именно того, чтобы им предоставили особые права, чтобы под них меняли правила, традиции и в конечном счёте культуру, а также внутренний распорядок вузов».
Отметим один факт: у африканских народов, у тех же иранцев – нет каких-то могучих и влиятельных диаспор. Кроме того, не существует мощных бизнес-элит в России, которые были бы заинтересованы в приезде образованных иранцев, которые получают образование для будущей работе на АЭС. А вот бизнес-элиты, которые заинтересованы именно в массовом (желательно – с семьями) завозе каких попало мигрантов, желательно необразованных – вот такие бизнес-элиты в России есть, и они многочисленны.
Потому что, давайте объясним эту ситуацию: необразованный, а ещё лучше – нелегальный мигрант, не будет интегрироваться в общество, не будет соблюдать законы и обращаться к государству за защитой, его можно будет эксплуатировать как угодно, и жаловаться он не пойдёт, а чтобы всей этой ситуацией управлять – подключатся диаспоры, которые для расширения своего влияния начнут выдвигать политические требования и требовать обособления для приехавших, и будут делать всё, чтобы они не интегрировались в общество.