В начале XX века в Тушине пытались отучить народ от неумеренных возлияний
В соседних сёлах Тушино и Спас на месте нынешнего района Южное Тушино размещались два земских училища и две фабрики. Имелась и казённая винная лавка. Такие сведения указаны в справочнике «Памятная книжка Московской губернии на 1912 год». Сёла были крупными: в Тушине — 180 дворов, а в Спасе — 100. Входили они в состав Всехсвятской волости Московского уезда.
Возле церквей и учебных заведений — нельзя
Казённые (государственные) винные лавки появились в России в конце XIX века, а в Московской губернии — с 1901 года. Вводя монополию на продажу крепкого алкоголя, государство хотело навести порядок в этой сфере и увеличить доход казны. Однако «казёнки» можно было открывать на тихих улицах. И обязательно вдали от церквей и учебных заведений.
В Спасе к тому времени уже стоял новый Преображенский храм, его построили в 1886 году (он сохранился и находится рядом с платформой Трикотажная). А неподалёку, на высоком берегу Сходни, находилась деревянная часовня. Кроме того, действовали два земских училища. Так что место для «казёнки», которую обычно располагали в добротной крестьянской избе, искали долго.
Работали лавки в определённые часы. «Отпирать в праздничные дни с 12.00 до 15.00, а в будни с 7.00 до вечера», — цитирует историк Анастасия Назукина установленные тогда правила виноторговли.
Бутылку донеси до дома
Как писал в XIX веке экономист Сергей Красножен, ещё одной целью введения монополии на продажу крепкого алкоголя было «приучение населения к более умеренному потреблению вина у себя на дому».
По этой причине в казённых лавках только продавали спиртное, распивать внутри строго запрещалось. Однако основные посетители «казёнок» обычно не доносили бутылку до дома. «Продажа спиртных напитков навынос стала причиной уличного пьянства. По свидетельству современников, на улице не только пьянствовали, но и ругались, безобразничали и дрались. Всякое место улицы превращалось в кабак», — пишет историк.
Появление «казёнок» добавило работы урядникам, которым теперь пришлось разбираться с постоянными пьяными дебошами. Такую должность ввели в 1878 году. Описание обязанностей урядника напоминает работу участкового. Из сборников циркуляров известно, что урядники следили за пожарной безопасностью, разрешали возникающие споры между крестьянами, первыми прибывали на место кражи или убийства и потом вызывали из города станового пристава или следователя.
Сухой закон Российской империи
В сельской местности урядников не хватало. О важности этой государственной должности говорит то, что в «Памятной книжке Московской губернии» особо указывалось, что в селе Тушине находится квартира урядника.
Но и этим стражам порядка ничто человеческое было не чуждо. В архивах сохранились любопытные отзывы о деятельности урядников. С одной стороны, местные жители отмечали, что стало безопаснее, резко снизились случаи конокрадства. Но в то же время многие урядники злоупотребляли своей властью. Самым распространённым грехом был их сговор с торговцами алкоголем, когда урядник за мзду покрывал незаконную винную торговлю.
Официально все винные лавки закрылись в 1914 году: с началом Первой мировой войны в Российской империи ввели сухой закон. К тому времени жители Всехсвятской волости вели в основном городской образ жизни: «В большинстве живут в Москве, занимаясь там легковым извозом, дворничеством, работают за типографскими станками, занимаются дровяным промыслом, торговлей в трактирах и винных лавках».
Многие трудились на соседних суконных фабриках Сувировых и Отто Ромбоя. Уже с 1938 года сельчане официально стали жителями города Тушина, а с 1960-го — москвичами.