Время покупать мясо, или за что у нас ценят местный продукт
Есть у меня один хороший знакомый, наверное, очень талантливый, потому как человек востребованный — смотришь по статусам: то в Москве, то в Турции, а то и в Бразилии. В Якутию домой приезжает раз в год к осеннему сезону убоя скота. Отъесться и набрать запасов на год.
— Наше мясо просто бомба, самый сильный наркотик в мире! — рассказывает он в кругу друзей за рюмкой чая и здоровенной тарелкой наваренного мяса. — Вот в Турции всё можно терпеть, кроме мяса. Купишь говядину, вроде жирная, а на вид так и вовсе как лучший каррарский мрамор. Жаришь ли его, варишь, тушишь, а на вкус — бумага, ну или толстый картон. Баранину есть невозможно, воняет, как носки, свинину и не спрашиваешь, страна мусульманская, за такой вопрос и побить могут…
В Казахстане мясо похоже на настоящее, в Монголии неплохое, но всё равно с нашим ему не сравниться, у нас один его аромат можно резать ножом, сытый будешь. А жеребятину так и вовсе сырую можно кушать.
Ну, а коли так, расскажем о самом важном для многих якутском богатстве — о мясе.
Своя говядина
Говядина — самый распространённый продукт, отдельные ценители и знатоки, конечно же, из стариков, могут по вкусу определить, в каком районе родился бычок — в Намском, Усть-Алданском или Чурапчинском.
Наше местное мясо самое вкусное, несмотря на то, что оно существенно дороже, за счёт качества оно всегда имеет своего потребителя. Вкусное оно, скорее всего, из-за свободного выгула, разнотравья и хорошей воды.
В производстве говядины есть свои нюансы. Во-первых, в сельском хозяйстве из-за особенностей субсидирования давно пошёл перекос на разведение коров мясо-молочной породы. Выход мяса из такой коровы невелик.
У нас небольшие стада, то, что в Якутии считается крепким фермерским хозяйством, для сельскохозяйственных регионов страны это небольшое подворье обычного селянина. Есть ряд полярных улусов, где коров и вовсе нет. Скотоводство у нас, признаемся честно, держится и выживает только благодаря людям и государству, им помогающему.
Собственно, местное мясо не всегда можно найти даже на прилавках сельских магазинов. На рынки оно начинает массово поступать в период осеннего забоя и открытия ледовой переправы. И покупают его, как правило, сразу на зиму полутушами.
Конкуренты рынка
Увы, не все могут позволить себе такие разовые траты. И потому массовый потребитель покупает мясо в магазинах.
В Якутии на этом поприще работает и очень хорошо себя чувствует целая сеть таких магазинов торговых предприятий. Но основные продажи они делают отнюдь не на якутском мясе. На производство колбасных изделий тем более идёт привозное мясо.
Крупное предприятие может позволить себе оптовые и весьма выгодные закупки практически с любого мясокомбината страны. А с новой логистикой, когда товар могут привезти в вагоне-рефрижераторе фактически до самого Якутска — это просто мечта, а не бизнес.
Основные крупные промышленные поставщики в Якутию — это Алтай, Новосибирская область, средняя полоса России вплоть до Республики Беларусь. Есть даже буйволятина из Латинской Америки.
Последние лет десять популярным начало становиться мясо из Бурятии. Оно не уступает в характеристиках местному, о качестве и вкусе, конечно, можно поспорить, но его цены при закупках полутушами даже ниже, чем мясо в торговых сетях. Скот в Бурятии пастбищный, нагульный, зимой его в крестьянских хозяйствах содержат просто в холодных неотапливаемых хотонах, выпуская утром на подворья. Потому содержать его куда дешевле и проще.
Бурятское мясо чувствует себя уверенно и постепенно набирает постоянных клиентов. Впрочем, это заслуга местного бизнеса, сумевшего понять потребительские вкусы, построить грамотную логистику и занять эту нишу.
Вкусное и полезное
Коневодство, пожалуй, наиболее перспективное и наименее трудоёмкое направление в условиях Якутии. И крестьянские хозяйства в последние годы всё больше обращают на него внимание как на самый прибыльный бизнес. Якутская лошадь — животное неприхотливое, само пасётся, водопоя зимой не требует, подавай ей только территорию, а она у нас огромная, пустующих земель для выпаса много.
По полезным и вкусовым свойствам якутская жеребятина превосходит любую другую. В работах доктора медицинских наук, академика АН РС(Я) Вадима Кривошапкина показано, что якутская жеребятина обладает уникальными диетологическими свойствами.
Так, полиненасыщенные жирные кислоты препятствуют возникновению стенокардии, инфаркту миокарда, мозговому инсульту. Таких полиненасыщенных жирных кислот в жеребятине в пять раз больше, чем в говяжьем жире.
Казалось бы, можно заселить лошадьми всё… Но и тут не всё так просто, одна поздняя осень с затяжными дождями и резким заморозком грозит табунам бескормицей. А восстановить их поголовье очень непросто.
Есть у жеребятины и ещё один минус — узкий рынок сбыта. Насколько она бы не была полезной, вся ниша продаж – это, в основном, сама наша республика.
Это в Якутии её любят и понимают, а в большинстве же стран мира да и российских регионов забой коней на пищу веками был запрещён государством. Кони были военным резервом и основной тягловой силой. Те запреты впечатались в культуру и мифологию, и сегодня люди с европейским сознанием просто не понимают, как можно кушать лошадок. Хотя не менее милых коров они уплетают за милую душу…
Теоретически под якутскую жеребятину в России есть ёмкие рынки сбыта Татарстана и Башкирии. Но тут нужно не только продвигать этот продукт, но и озаботиться получением халяльных сертификатов на продукт. Ну и, конечно, цена, якутская жеребятина — премиальный продукт, она стоит дорого даже у нас. В той же Башкирии конина значительно дешевле. И рынок там просто так не отдадут.
Неприкосновенный запас
Свиноводство в нашей республике всегда занимало отдельную почетную строку. Редкий совхоз или колхоз обходился без своего, пусть не всегда большого, но свинокомплекса.
Свинья считается одним из гарантов продовольственной безопасности страны. Ведь чтобы вырастить бычка до товарного веса, надо его откармливать как минимум год — полтора. Товарный вес поросенок набирает за 180-200 дней. Причем одна плодовитая свиноматка за год может, в среднем, дать до 24 поросят. Случись что, опираясь на племенную базу свинокомплекса, всегда можно в разы увеличить производство мяса.
Увы, сегодня эта отрасль переживает непростые времена. По данным Саха стата, в республике осталось чуть более 7 тысяч голов свиней вместе с поросятами. Это мизер, в той же Бурятии только в одном самом крупном свинокомплексе под Улан-Удэ содержатся более 75 тысяч голов. Когда он увеличивает свои мощности, то плюсуйте к этому ещё 35 тысяч…
Конкурировать с такими аграрными монстрами смысла нет. Мы просто разоримся на кормах… Но разводить свиней у нас в небольших хозяйствах вполне возможно и выгодно хотя бы потому, что Якутия — тот регион, где люди понимают толк в мясе и готовы платить, если продукт того стоит.