Хмельная засуха. У земледельцев есть возможность занять прибыльную нишу
Хмель — один из основных ингредиентов для приготовления пива, об этом знает каждый. Его, по сути, невозможно ничем заменить. И именно с ним у нас проблемы.
Менее 4% от требуемого
По сведениямиз Россельхозбанка, всё выглядит неплохо. За год валовый сбор хмеля в целом по России вырос на 35%, причём большую часть производного для пенного напитка вырастили малые предприятия.
Заместитель председателя правления банка Денис Константинов рассказал: «По данным Росстата, валовый сбор хмеля в организованном секторе по итогам полного 2023 года составил 292 тонны (в 2022 году — 216 тонн). Большая часть производства хмеля приходится на Чувашскую Республику. Следом за Чувашией в топ производителей российского хмеля входят Краснодарский край, Липецкая область, Республика Марий Эл и Республика Алтай. При этом первое место по производству пива и пивных напитков заняла Ульяновская область (7,3%), следом идут Московская (6,8%) и Новосибирская области (6,4%)».
Рост на треть — казалось бы, хорошо. Но если посмотреть на объёмы, необходимые для российских пивоваров, — это ужасающе мало. Исполнительный директор Ассоциации производителей пива, солода и напитков Вячеслав Мамонтов оценивает потребность всех российских пивоваров в этом главном компоненте их напитков примерно в 8 тыс. тонн в год.
То есть 8 тыс. против собранных в прошлом году 292 тонн! Итого мы имеем лишь менее 4% от требуемых объёмов. А где брать остальное?
У пивоваров два выхода. Первый — прекратить производство пива, а второй — закупать постоянно дорожающие хмелепродукты за рубежом. Это они и делают, чтобы не останавливать производство.
В прошлом году поставки хмеля и хмелепродуктов осуществлялись, в частности, из Германии, Австрии, Чехии, Сербии, Нидерландов, Латвии, Эстонии и Гонконга. Помимо этого увеличились объёмы импорта из Турции, Китая, Литвы, Польши, Бельгии.
Возможно, всё бы было и ничего, да только цена импортного хмеля значительно выше российского.
«По моей информации, российский хмель продаётся от 6 до 10 евро за килограмм, а зарубежный — от 12 до 22 евро за килограмм. А если мы возьмём специальные американские сорта для крафтовых заводов, то их цена может дойти даже до 60 евро», — говорит Ян Стуна, потомственный хмелевод из Чехии, который уже несколько десятилетий занимается выращиванием хмеля в России. В прошлом году он высадил хмель на 20 гектарах земли в Липецкой области.
Третий путь
Но есть и третий путь — развитие собственного хмелеводства. Конечно, он долгий и дорогостоящий. Некоторые даже говорят, что непосильный. С нашими-то земельными угодьями?!
Заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин сообщил, что хмель в России как отрасль не восстанавливалась после антиалкогольной кампании времён Горбачёва.
Повалившие к нам в 1990-е иностранные инвесторы, конечно, старались привязать заводы к импортному сырью, поскольку развивать хмелеводство в России означало бы для них уводить деньги из экономик своих стран. Но где они сейчас, эти инвесторы?
Пивоваренное производство в нашей стране сегодня работает в принципиально иных условиях, и для его устойчивости нужно достичь импортонезависимости в отношении хмеля.
Регионы, особенно Чувашия, ведут работу в этом направлении. По данным местного Минсельхоза, в 2024 году площади под посадки хмеля планируется увеличить в два раза. Расширению производства будут способствовать новые инвестиционные проекты. Сами пивовары тоже не сидят на месте — развивают собственное производство хмеля.
Правда, выращиваем мы у себя не все сорта, что требуются. В той же Чувашии, основном хмелевом регионе страны, занимаются в основном ароматными и горькоароматными сортами хмеля с низким содержанием альфакислоты.
«Для обеспечения нужд отрасли ассортимент российского хмеля на данный момент недостаточно широкий, — говорит Вячеслав Мамонтов. — Основной объём выращиваемого сегодня хмеля приходится на ароматные сорта, а если требуются горькие сорта с высоким содержанием альфа-кислот, такой хмель приходится импортировать».
Вообще, хмель — непростая культура. Она очень требовательна к влаге, составу почвы, количеству солнечных дней и другим факторам. Не случайно по сложности выращивания её сравнивают с виноградом, хотя по некоторым параметрам хмель даже более сложный. К примеру, и для винограда, и для хмеля нужны поддерживающие шпалеры, но если для первого — высотой 1,5–2 метра, то для второго — 6–7 метров.
Переработать и сохранить
Есть ещё одна проблема. Хмель ведь надо не только вырастить, но и собрать, переработать и правильно сохранить. На первый взгляд всё выглядит достаточно просто: его сушат, гранулируют и раскладывают по мешкам. Но каждый из этих процессов имеет свою специфику. Так, хмель должен оказаться в сушилке через 2–3 часа после уборки, иначе он потеряет свои качества. Затем его надо размолоть на гранулы, поскольку современные производства не используют просто шишку хмеля. Наконец, гранулы следует упаковать в мешки с инертным газом и положить в прохладное помещение. В этом случае хмель можно сохранять до 3 лет и перевозить на большие расстояния. Для этого всего нужно специальное оборудование, которого у нас, к сожалению, нет.
Да и уборка требует специальной техники. Ещё в апреле этого года вице-премьер Чувашии, глава Минсельхоза республики Сергей Артамонов сообщил главе Минсельхоза РФ Дмитрию Патрушеву о том, что для покрытия текущих потребностей отрасли необходимо 140 хмелеуборочных комбайнов.
И это речь идёт лишь о текущихобъёмахпроизводства.А если их наращивать,потребуется кратный рост количества комбайнов. Кроме них нужно инвестировать в производство грануляторов, сушилок и другой техники, очень специфической для сельского хозяйства.
Точечные инициативы
Понятно, что по щелчку пальцев выпуск всего этого не наладить. Процесс предстоит долгий. А с учётом того, что хмель — многолетняя культура, на «проектную мощность» хмельник выходит только на четвёртый год, а иногда и позднее. Но удручает не это, а то, что происходящие изменения — это точечные инициативы.
Между тем действующая госпрограмма предусматривает поддержку отрасли через льготное кредитование, также есть субсидии на закладку и уход за многолетними насаждениями.
Выращивание хмеля — это возможность для отечественных предпринимателей, в том числе для предприятий малого и среднего бизнеса, занять эту нишу рынка в рамках импортозамещения, обращает внимание Вячеслав Мамонтов. Если сами предприниматели это осознают и проявят активность, то все шансы перейти на отечественный хмель у нас есть. В этом случае на восстановление хмелеводства в России (при финансовой поддержке государства, конечно) потребуется не менее 5–7 лет.