Илзе Лиепа: "Буду рада, если в Риге снесут памятник отцу. Это убогое сооружение"
2 и 3 ноября в Петербурге (в БКЗ «Октябрьский») состоится балет-феерия «Бал сказок». Зрителям покажут отрывки из самых знаменитых балетов: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Жар-птица», «Корсар», «Шехеразада», «Конек-горбунок», «Золушка», «Фея кукол» в редакции Николая Цискаридзе.
В гала-представлении примут участие звезды балета: Фарух Рузиматов, Иван Васильев, Илзе Лиепа, прима-балерины и премьеры Большого, Мариинского, Михайловского театров и Большого театра Беларуси, ученики Академии русского балета им. Вагановой, Русской национальной балетной школы Илзе Лиепа и артисты балета Санкт-Петербургского государственного театра детского балета. Режиссёр - Николай Андросов. Судя по составу исполнителей – это будет волшебство с прекрасной музыкой и современными мультимедийными декорациями.
Об этом проекте, о памятнике Марису Лиепе, о том, что важнее в балете – талант или трудолюбие, мы поговорили с народной артисткой России Илзе Лиепа.
- Я искренне рекомендую побывать на представлении «Бал сказок» не потому, что принимаю в нём участие. Это действительно уникальная возможность познакомиться с самыми известными мировыми балетами, - считает Илзе Лиепа. – Будет красиво, а главное познавательно и для детей, и для взрослых. Балет нужно учиться смотреть.
- Что интересного происходит в вашей творческой жизни?
- На «Балу сказок» я буду танцевать новую версию «Послеполуденного отдыха фавна» на музыку Клода Дебюсси. Ученики Русской национальной балетной школы, которую я создала, представят фрагменты из балета «Спящая красавица». А сезон я начала концертами с участием Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга, в которых я выступала как драматическая актриса. Продолжаю заниматься развитием своей балетной школы, которая работает и в Москве, и в Петербурге.
- «Бал сказок» - это отрывки из разных балетов, а ваш какой самый любимый балет, например, Чайковского?
- «Спящая красавица». Совершенно гениальная музыка. Хотя балет «Щелкунчик» люблю не меньше. Я видела много редакций этого балета. Лучшей постановкой считаю балет Юрия Григоровича в Большом театре со сценографией Симона Вирсаладзе. Это абсолютный шедевр.
- И я очень люблю этот балет. Жалко, что такая красота недоступна широкому зрителю. И по цене на билеты, и по тому, как сложно их купить. Интересно, всегда был такой ажиотаж? Вы же наверняка видели этот балет ещё в детстве.
- Да, отец приводил нас с братом на спектакли Большого театра. В кассы всегда стояли очереди. Но цены на билеты были абсолютно доступными по сравнению с сегодняшними. Самые дорогие билеты в партер Исторической сцены стоили 3 руб. 50 коп. Тот ажиотаж, который сегодня вокруг «Щелкунчика», в шутку называю «щелкуноманией».
- Чем занимается ваша 14-летняя дочь Надежда?
- Надя учится в Московской академии хореографии, которую когда-то закончил мой отец Марис Лиепа, а потом и мы с братом Андрисом. Она очень старается, есть определенные успехи.
- Генетически хорошие данные…
- В балете хорошие данные важны, но это не главное. Моему отцу, когда он учился, говорили, что у него очень средние данные. И у меня они не выдающиеся. У многих артистов, которые стали звездами первой величины, данных для балета не было. Но любовь к классическому танцу, желание заниматься, ежедневный труд, умение преодолевать себя, ковали и мастерство, и прямую спину, и упорный характер. За успехом в балете всегда стоит колоссальный труд.
- В Латвии вас включили в «черный список» с запретом въезда в страну. Весной этого года лишили гражданства Литвы из-за вашей «слишком пророссийской» гражданской позиции. Как это отразилось на вашей жизни? Кстати, откуда литовское гражданство, если ваши корни по линии отца из Латвии?
- Я много лет работала в Литве, постоянно там выступала с моим замечательным партнёром Пятрасом Скирмантасом. Поэтому получила почетное гражданство Литвы. Такое же почетное гражданство имели великая Майя Плисецкая и выдающийся российский пианист Николай Петров.
Что же касается лишения меня литовского гражданства, к этому отношусь спокойно. Совершенно не страдаю. Не собираюсь ехать ни в одну из прибалтийских стран. И в Европу ехать нет желания. Хотя остались чудесные воспоминания детства, как я гостила у моих дедушки и бабушки, помню их дом в центре Риги, в котором родился отец, отдых на Рижском взморье. Всё это было прекрасно. Я православный, русский человек. Когда мы с моим братом Андрисом приезжали в Ригу, всегда приходили на службу в храм Александра Невского. Это собор в центре Риги, построенный в начале ХIХ века в честь победы России над Наполеоном. Там много прихожан, в том числе латышей. Кстати, выдающаяся актриса Вия Артмане была православной, при крещении получила имя Елизавета. В Интернете мне попадались стихи её сына Каспара. Очень смелые для сегодняшней Латвии. В них он выражает свою гражданскую позицию, что без России Латвии не было бы вообще. Я восхищаюсь его честностью. Так же как он, думают очень многие: страны Балтии без России – это задворки Европы. Но боятся об этом говорить. А он не боится.
- С Латвией вы поддерживаете связь? Там же есть родственники.
- К сожалению, мы перестали общаться. Хотя я никогда не говорила со своими латышскими родственниками о политике. Но однажды моя невинная фраза о том, как было бы хорошо, чтобы наши дети дружили, вызвала такую реакцию… Я выслушала такую отповедь, что поняла: диалога пока не получится.
А последние новости, которые пришли из Риги, касались памятника моему отцу Марису Лиепе. Его собираются сносить. Этот памятник стоит рядом с Латвийской национальной оперой. Проект памятника был интересным. Но воплощение ужасно. Его делал какой-то модных художник-инсталлятор в псевдоавангардной манере. Получилась уродливая фигура. Когда его установили, я ходила к мэру Риги, просила, чтобы этот памятник не связывали с именем Мариса Лиепы. Но меня не слушали. А сегодня латышские власти сами решили памятник демонтировать из-за политической конъюнктуры: Марис Лиепа большую часть жизни прожил в России, прославлял русскую балетную школу, был народным артистом СССР. Что тут скажешь: умные бы гордились, что Марис Лиепа их земляк, родился в Риге. Ну а если уродливый памятник снесут, я буду только рады, что это убогое сооружение перестанет ассоциироваться с именем моего великого отца.
Кстати, уже принято решение об установке памятнику Марису Лиепе в Москве. Определено место в центре города. Работу выполнит замечательный скульптор Александр Рукавишников.
- Сегодня Прибалтика враждебна к России. Интересно, на чьей стороне был бы Марис Лиепа? Ведь действительно сложный выбор: родина - Рига, карьеру он сделал в Москве...
- Абсолютно убеждена, что отец был бы на стороне правды. То есть с Россией.Он прожил в Москве большую часть жизни. Он прославлял за рубежом русскую балетную школу. Обожал Большой театр, очень любил Москву, русскую деревню. Коллекционировал иконы. Отец был очень восприимчив к истинным ценностям. В одном из последних интервью тележурналист Урмас Отт спросил его: «Марис, я же могу к вам обращаться по имени? Без отчества. Мы с вами прибалты…». На что мой отец ответил: «Большую часть жизни я прожил в России, поэтому обращайтесь ко мне Марис Эдуардович»... И этим ответом всё сказано.
Безусловно отец переживал бы из-за сегодняшней ситуации. С Ригой у него связано детство, юность, там могилы родителей. Но он чувствовал бы ложь, которая веет с Запада. По духу он был русским человеком. Рядом с могилами его родителей есть и его кенотаф, на котором надписано «Марис Лиепа, который вдали». Это сделала его сестра, моя тётя. Но слова очень символичные. Отец действительно вдали от Риги, он в России.