Представители мэрии сбежали со встречи с жителями улицы Урицкого под звук топоров
Накануне пресс-центр мэрии Новосибирска опубликовал объявление, пригласив жителей Урицкого и остальных заинтересованных граждан на встречу с представителями департамента культуры и молодежной политики. Тема: скандал с варварской вырубкой улицы.
В назначенное время на перекресток улиц Урицкого и Ленина пришли с десяток людей. Вскоре подошла дама в белом и представилась: «я из пресс-центра мэрии». Через пару минут подошла другая. Та назвала даже имя – Светлана Гижицкая, начальник отдела сопровождения проектов озеленения и благоустройства МКУ «Проектная дирекция департамента культуры, спорта и молодежной политики».
После первого же вопроса одной из горожанок, Гижицкая напряглась – вероятно, пресс-центр обещал ей праздник со сладкой ватой, а тут случился чуть ли не допрос.
– Я тут никого не собирала, – замялась Гижицкая, после того, как ей предложили начать встречу.
– Светлана Александровна никого не собирала, – подтвердила так и не представившаяся девица в белом «из пресс-центра мэрии».
После этого можно было уже и расходиться, убедившись в очередной раз в квалификации мэрских чиновников. Но тут взяла слово одна из жительниц.
– А Светлана Александровна ничего не хочет сказать по поводу ее садистской программы по уничтожению улицы Урицкого? – поинтересовалась она.
Гижицкая вновь напряглась, ведь в чем ее только ни уличали, но в садизме не подозревали ни разу.
– У вас по документам 156 деревьев должно быть сохранено. Покажите хоть одно сохраненное, – продолжала жительница.
– Если вы пройдете, то увидите, что они сохранены… от улицы Коммунистической. Документы полный пакет мы можем предоставить. Мы покажем результаты дендрологического обследования, и фотоданные, переучетную ведомость, проект озеленения, который прошел все согласования, – попыталась выкрутиться Гижицкая.
Смотреть фотоданные, это, вероятно, очень актуально после того, как все деревья на улице были снесены под ноль. Теперь эти фотоданные – уже история. Они перекочуют в краеведческих музей, где получат статус уникального экспоната. И горожане будут с сожалением смотреть на некогда зеленую улицу, которую превратили в пустыню.
– Знаете, как будто красивую, элегантную, культурную даму в годах побрили наголо. Я, честно говоря, даже к этому не был готов, оторопел и наблюдал, в каком упоении и с каким остервенением эти рабочие из Средней Азии пилили живые рябины, осины, яблони... Ко мне подошли две женщины, они живут на этой улице – стали рассказывать, как они, будучи школьницами, и их родители сажали эти деревья во время субботников. Я не знал, куда глаза деть, потому что я с ними был настолько согласен, настолько понимал их чувства: уничтожили всю красоту. Один асфальт и бордюры – больше ничего от улицы не осталось, – выразил ранее всеобщее возмущение первый заместитель председателя Заксобрания Новосибирской области Андрей Панферов.
Да и среди собравшихся сегодня на перекрестке агрономические таланты мэрии никто не поддержал.
– Вы заявляли, что это [вырубка] происходит с одобрения жителей города, где это посмотреть?
– Встреча проходила 30 августа при полном зале…, - начала было Гижицкая, но ее тут же перебил депутат Заксобрания по этому округу Константин Антонов.
– Полного зала не было, был 21 человек, половина из них были помощники депутатов и чиновники, есть же видеозапись, звук… Вы же лжете, – заявил он.
– Ну, не знаю, мне показалось, что была полная комната…, – начала опять Гижицкая, но ее тут же прервала так и не представившаяся девица в белом «из пресс-центра мэрии».:
– Было широкое освещение в СМИ... – попыталась вставить свое слово в защиту Гижицкой она, но ее никто не слушал.
– Вы заявили на публичных слушаниях, что спилите 83 старых дерева, высадите 158 новых, так? – продолжал выводить на чистую воду Гижицкую Константин Антонов.
– Да, совершенно верно, – подтвердила та.
– А вы спилили 250 деревьев!
– Может быть, да. Разрешение на это есть, – ответила Гижицкая.
– Но вы на общественных слушаниях сказали о 83-х, а спилили 250. Вы солгали дважды! В первый раз, когда объявили, что все ваше варварство было согласовано с общественностью. И во второй раз, когда, обещав спилить 83 дерева, уничтожили их почти все.
– Подавайте заявление в прокуратуру, я бы хотела, чтобы все это было в рамках судебного процесса, я в данном случае всего лишь проектировщик, – отмахнулась Гижицкая.
По всему было видно, что чиновница не была готова к такой встрече, вернее, в пресс-центре мэрии ей обещали совсем другое. А вышло все вот так…
– Вы заявили на общественных слушаниях, что дендрологическое обследование территории показало обилие быстрорастущих и быстростареющих видов деревьев, которые лучше вырубить, – процитировал Гжицкую Константин Антонов.
– Совершенно верно, – согласилась она.
– Тогда, где логика, ведь взамен вы предлагаете те же самые быстрорастущие и быстростареющие, – удивился депутат.
Речь идет о черемухе Маака, которую считают сорняком, и которую мэрия вознамерилась опять посадить.
– У нас в Краснообске растет эта черемуха Маака. Там, где она растет, ходить невозможно ни осенью, ни зимой: ягода осыпается везде, красит подошву обуви и растаскивается по тротуару, по ближним магазинам, по подъездам. Жителям улицы советую написать аргументированный протест в мэрию, – написала ранее на странице Сибкрай.ru в соцсети «ВКонтакте» одна из читательниц Надежда Лобанова.
Однако Гижицкая предпочла уйти от ответа на вопрос, зачем опять высаживать дешевые, сорные растения.
– Черемуха растет в городской среде 50 лет. При хорошем уходе растет гораздо больше. Поскольку здесь она раньше росла, соответственно, мы ее здесь и высаживаем, – продемонстрировала подростковую незатейливую логику главная в городе по зеленым насаждениям.
Хорошо, что на Урицкого конопля раньше не росла, а то мэрия и ее бы рекомендовала к посадке, пошутил кто-то. Но Гижицкая решила не обращать внимание на колкости и продолжала гнут свою линию:
– Есть специальная программа ухода, которая не соблюдалась… – начала Гижицкая, но, видимо, тут же пожалела о том, что начала говорить об этой программе, которая, по ее же словам, не соблюдается.
– Программа ухода? Давайте отойдем к Первомайскому скверу на улице Советской и я покажу, что ваша программа не соблюдается, саженцы высажены в прошлом и этом году, и сейчас они обломаны все, – помог ей с фактами Константин Антонов.
– Вокзальная магистраль: тоже все поломано, никто за этим не следил, – добавил еще один факт кто-то из присутствующих.
И тут у Гижицкой закончились аргументы. По всей вероятности, она поняла, что улица Урицкого – не личный огород, и что к проекту реконструкции ее зеленого облика нужно было подойти профессионально и ответственно.
– Я публично заявляю, что я подаю заявление об увольнении, – заявила Гижицкая.
Дама в белом «из пресс-центра мэрии» попыталась ее успокоить, но вопросы продолжали сыпаться.
– Почему яблони пятилетнего роста уничтожены? Почему ясени, деревья ценной породы, уничтожили? – вступили в разговор уже новые участники встречи.
– Я их не уничтожала, мы их рекомендовали к пересадке, – вяло отмахнулась чиновница.
И тут повисла минутная пауза. Если мэрия не давала разрешение на вырубку, то кто же тогда это сделал? Или Гижицкая пытается перевести все стрелки на подрядчика?
– А кто контролировал работу по сносу? – задал закономерный вопрос депутат Константин Антонов.
– Решение принимаются коллегиально, есть агрономы районов. После того, как заасфальтировали улицу, мы прошлись и посмотрели деревья. И приняли решение, что это небезопасно…
То есть, уже после общественных слушаний, после всех согласований некто «мы» прошлись по улице и решили посносить еще?
– Кто конкретно отвечает за это? – пытался добиться ответа от чиновницы депутат.
– Вы хотите найти виноватых, вы можете меня расстрелять, – ответила Гижицкая и уже, было, схватилась за ворот куртки, чтобы подставить грудь под пули. Но смерть городской чиновницы не входила в планы собравшихся.
Понятно было, что чиновница таким образом хотела уйти от очень неприятного поворота в этом деле.
Так, например, в 2023 году начальник управления по благоустройству общественных пространств мэрии Новосибирска дает разрешение на снос всего лишь 32 деревьев на Урицкого. В 2024 году количество «негодных» деревьев возрастает до 69 штук, а сносят все.
Например, согласно утвержденной схеме от улицы Ленина до Депутатской были расположены 10 деревьев. В разрешении указано: 8 из них отправить под снос, 2 сохранить – ясень и липу. А что в итоге? На этом участке остались 6 пней и ни одного дерева. Получается, что спилили всего лишь шесть деревьев, потому что шесть там и росло, но деньги получили за спил десяти. К тому же, спилили ясень и липу, которые должны были оставить нетронутыми.
Поэтому вопрос о том, кто со стороны мэрии контролировал эти работы, отнюдь не праздный, а даже уголовно наказуемый. К тому же, есть и вопрос к специалистам-дендрологам, которые давали разрешение на уничтожение деревьев под соусом: «все старое» и «вот-вот завалится».
В списке разрешенных на уничтожение находим липу мелколистную, возрастом 5 лет. Напротив нее стоит оценка состояния – «уд» и приговор «эксперта» – «замена».
Точно также дендрологи поступили и с ясенем пенсильванским 22 лет от роду, который тоже находился в удовлетворительном состоянии, но, по мнению экспертов, почему-то подлежал уничтожению. А есть еще липа-двухлетка, которую тоже было приказано снести!
Складывается впечатление, что никто особо и не обследовал все эти деревья, а просто решил вырубить все подчистую, чтобы хорошо на этом заработать. Кстати, подрядчика нашли в Москве и заключили с ним договор без конкурса.
– Зачем вы говорите о подрядчиках? Они откуда знают… – попыталась встать на защиту подрядчика Гижицкая.
9 октября, когда топор дровосеков вовсю уже разошелся по улице Урицкого, группа неравнодушных граждан попыталась остановить подрядчиков, вызвали даже на место полицию. Однако лесорубы отказались показать им разрешительные документы, сославшись на то, что «осуществленные действия были им поручены должностными лицами администрации Центрального округа, в частности агрономом Еленой Вагайцевой». Об этом событии был даже составлен акт.
В тот день депутат Заксобрания Константин Антонов пытался установить с Вагайцевой контакт. Но диалог закончился ничем.
Елена Вагайцева сначала отвечала уклончиво, а затем и вовсе перестала, сославшись на свой отпуск.
Так, на вопрос, почему вместо сухого дерева у дома на Урицкого, 23 К1 и К2 под немилость лесорубов вместо тополя попал ясень, Вагайцева ответить внятно не смогла. Как выяснилось, еще летом председатель ЖСК «Просвещенец» просила просто подрезать сухие ветки у одного дерева – поскольку это муниципальная территория, то обращение было направлено агроному. Почему было решено срезать не ветки, а сразу дерево, да еще и под шумок благоустройства и озеленения улицы – остается загадкой.
Общение Вагайцева завершила после того, как ей указали на самоуправство рабочих, которые перепутали тополь с ясенем.
– Я сейчас в отпуске и не могу точно сказать, какие породы деревьев растут именно у этого дома. Все деревья, которые будут убирать, отмечены красными крестами. Рабочие не могут путать деревья, так как все, что им нужно убрать, отмечено крестами, – только и смогла ответить она.
Надо сказать, что администрация Центрального округа удивила дважды. Во-первых, тем, что на такую ответственную должность была принята 21-летняя девица без опыта работы. И, во-вторых, тем, что отпустила в отпуск агронома в разгар страды! Впрочем, Вагайцевой все же придется отвечать на вопросы правоохранителей, но это будет позже.
А на перекрестке, тем временем, разговор зашел в тупик. Гижицкая в очередной раз заявила, что увольняется, каких-либо вразумительных ответов на простые вопросы она дать не могла.
Тут в разговор вмешалась девица в белом, та самая, которая «из пресс-центра мэрии».
– У нас запланирован пресс-подход, можно мы со СМИ поговорим и вернемся? – обратилась она к собравшимся. И, получив молчание в ответ, она подхватила Светлану Гижицкую под руку и увела в другой конец улицы комментировать, как там высаживают деревья вместо уничтоженных.
И тут все стало понятно: эта встреча и была изначально задумана как пиар-акция, что для мэрии в последнее время становится основным управленческим действием.
Больше дамы к народу не вернулись – не для того все это ими затевалось. Да и с народом им совсем не повезло. Не тот народец попался… И деревья тоже не те. Но деревья удалось быстренько срубить и заработать на этом. А вот народец…