Что такое "новая волна" в кино?
Новая волна» — термин, которым обозначают направление в кинематографе. Так говорят об искусстве, которое отличается от предыдущего: о времени, когда режиссеры бросают вызов традициям и нормам, ищут новые выразительные средства и приемы.
Изначально этим термином называли кино Франции конца 1950-х — начала 1960-х годов. Французские критики писали о новой волне молодых кинематографистов, о режиссерах Франсуа Трюффо, Жан-Люке Годаре, Луи Мале и других. Их объединял протест против прежнего кино: они говорили о кризисе этого вида искусства и поисках нового киноязыка.
Изначально этим термином называли кино Франции конца 1950-х — начала 1960-х годов. Французские критики писали о новой волне молодых кинематографистов, о режиссерах Франсуа Трюффо, Жан-Люке Годаре, Луи Мале и других. Их объединял протест против прежнего кино: они говорили о кризисе этого вида искусства и поисках нового киноязыка.
Режиссеры «новой волны» снимали фильмы на городских улицах или в естественных декорациях, часто отказывались от линейного сюжета, а актерам позволяли много импровизировать в кадре. Главными темами их картин были жизнь и проблемы молодого поколения. В конце 1950-х годов стали доступны недорогие ручные камеры, которые могли синхронно записывать звук. Небольшие по размеру устройства позволили кинематографистам больше снимать на натуре и удешевили съемочный процесс.
Одной из первых знаковых работ французской «новой волны» стала дебютная полнометражная лента Франсуа Трюффо «400 ударов». В ней режиссер рассказал историю из жизни трудного подростка Антуана, который живет с родителями в Париже. Фильм получил приз Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру. Другим мастером этого направления стал Жак Деми: он снял фильмы «Шербурские зонтики» и «Лола».
Мотивы и художественные приемы «новой волны» быстро стали популярны и в других странах. По аналогии так стали называть весь кинематограф, который отличался от традиций и норм прошлого. Например, в Великобритании возникла британская «новая волна»: молодые режиссеры начала 1960-х годов снимали драмы о жизни представителей рабочего класса. Ленты чехословацкой «новой волны» отличались черным юмором и длинными диалогами, в них часто снимались непрофессиональные актеры.
К «новой волне» критики относят и советское кино оттепели — 1950–60-х годов. В это время вышли ленты «Июльский дождь» и «Мне двадцать лет» Марлена Хуциева, «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии и многие другие. Режиссеров этого периода интересовала повседневная жизнь обычного человека с ее маленькими радостями и печалями. Многие оттепельные фильмы рассказывают о молодых людях, которые ищут смысл жизни и свое место в ней.
“
Картина о молодых, о том, что молодость хороша, что молодежь наша прекрасна, что вообще много добрых людей в нашем замечательном городе… Множество маленьких и даже как будто необязательных событий на протяжении только одного дня. Впрочем, не таких уж маленьких, если вдуматься…
Михаил Ромм о ленте «Я шагаю по Москве»
Фокусом внимания в картинах тех лет стало обращение к переживаниям и психологии персонажей, погружение в их внутренний мир. Появились новые герои: если в предыдущие годы в основном снимали картины о рабочих, военных и крестьянах, то теперь зрители наблюдали за буднями инженеров, ученых, студентов, учителей. К оттепельному кино также относят фильмы «Летят журавли» Михаила Калатозова, «Судьба человека» Сергея Бондарчука и «Девять дней одного года» Михаила Ромма.
Маргарита Ковынева,
«Культура.РФ»
«Культура.РФ»