Новый Плюшкин. Жители дома в Москве страдают от соседа-барахольщика
Мусор, смрад и тараканы — самый настоящий Плюшкин появился в одном из подъездов многоэтажки, расположенной на ул. Костякова, на севере Москвы. В доме, где проживает антигерой, побывал корреспондент Aif.ru.
«Да, вот видите эти окна на втором этаже, затянутые сеткой, там его берлога — настоящий рассадник тараканов и источник жуткой вони. Окна летом невозможно бывает открыть», — жалуется соседка с третьего этажа.
Старые деревянные рамы, с которых давно облезла краска, грязные стекла, за ними видны коробки, газеты и обшарпанная входная дверь в квартиру без таблички с номером и кнопки звонка, — пожалуй, все, что удалось рассмотреть. На стук хозяин не ответил.
«Это бесполезно, он не выйдет, даже если дома сейчас, — поясняет местный житель Владимир, спускаясь по лестнице. — Превратился в настоящего затворника. Возможно, где-то в подсознании понимает, что творит».
Нечем дышать
В подъезде стоит затхлый запах, хотя везде чисто и не забит мусоропровод.
«Источник смрада — его квартира. Сколько раз пытались с ним поговорить — бесполезно. Он не считает свое поведение ненормальным. Твердит, что все вещи ему пригодятся в хозяйстве. А иногда на упрёки соседей отвечает, что так спасает мир от мусора, заботясь об окружающей среде. Мол, многие неразумно выбрасывают вещи, которые ещё использовать можно. А до соседей, которые страдают от антисанитарии, полчищ насекомых, ему дела нет. У меня маленький ребенок, у многих тоже дети. Находим тараканов даже в детских кроватках, представляете!» — сетует молодая мама Наталья.
Соседи рассказали, что «Плюшкин» в дом несет все подряд — от старых газет, банок, пледов, подушек, тряпок до сломанных раскладушек и стульев.
«Подозреваю, что и отходы тоже несёт. Поскольку тухлый запах не может исходить от неорганических вещей. Тащит пакетами, не остановишь же его с требованием показать их содержимое», — жалуются они.
Бросила мать
Собираясь уже уезжать, на выходе из подъезда корреспондент aif.ru встретил пару пенсионеров.
Нина Михайловна и Валерий Васильевич живут в доме практически больше 15 лет. По словам супругов, оказывается, «Плюшкин» был таким не всегда.
«И сейчас, если бы вы увидели его на улице, ни за что бы не поняли, что он не в себе. Обычный с виду мужчина лет пятидесяти пяти. Но вот что творится в его голове — загадка, — говорят пенсионеры. — Ещё лет пять назад он был совершенно нормальным. А потом что-то произошло. Случился сбой в психике, в результате чего он стал таким. Изначально они жили вдвоем с мамой, которая пыталась противостоять этому глобальному захламлению. Но в итоге она сдалась и переехала к родне в другой город. А великовозрастной сын, оставшись один, пошел вразнос».
На черный день
«Патологическое накопительство — это один из видов расстройства, навязчивого поведения. Это называется силлогомания. Характерными его признаками являются небрежное и безразличное отношение к собственной личности, сознательная изоляция от общества и патологическое накопление, — поясняет aif.ru клинический психолог Рената Бахтеева. — Патологическая тяга к накопительству проявляется обычно после 60 лет. Вид предметов не важен, выбросить без стороннего вмешательства человек ничего не способен, при попытках родственников навести порядок, может впасть в депрессию или неконтролируемую агрессию».
Причины такого расстройства могут быть как биологические, психологические, так и социокультурные. К биологическим факторам риска появления синдрома накопительства можно отнести наличие повреждений коры лобной доли мозга. Эта структура, помимо прочего, отвечает за обработку информации и принятие решений, отметила эксперт.
В группе риска — люди перенесшие черепно-мозговые травмы, инфекции мозга, хирургические вмешательства и в стадии деменции. Среди психологических факторов риска накопительства могут быть: депрессии, химические зависимости, психологические травмы, переживания утраты и потери близкого человека, возрастные кризисы.
Следующей причиной является социальная изоляция, когда не складываются отношения с окружающими, люди с подобным расстройством, пытаются скрасить свое одиночество и найти жизненный комфорт в накопительстве предметов. Из имеющихся вещей у них дома они создают баррикады в виде ненужного хлама, визуально защищаясь таким необычным образом от внешнего мира.
Причина недуга может крыться в фобиях. Кто-то очень боится остаться голодным. Это больше свойственно людям старшего поколения, которые пережили перестройку, помнят период дефицита. Они начинают ценить малейшую вещь, каждую крошку хлеба. Это может эмоционально закрепиться и привести к привычке хранить все на черный день.
В поисках решения, как избавиться от недуга, необходимо не размышлять, а действовать решительно.
«Силлогомания только на первый взгляд кажется несущественной проблемой, но в итоге она может привести человека к депрессии и одиночеству. Не стоит лишний раз и забывать о том, что загроможденное жилье — это потенциальная угроза вспышки какого-нибудь заражения и, соответственно, жизнь больного тоже под угрозой», — предупреждает Рената Бахтеева.