Побеждая смерть
Рассказываем о талантливом хирурге Арнольде Цастрове, операции которого освещали в прессе начала прошлого века. Он возглавлял Рыбинскую земскую больницу в 1910-е годы Актер Макс фон Сюдов, участник покушения на Гитлера Хеннинг фон Тресков… Многие немецкие фамилии кажутся нам знакомыми своими окончаниями на «ов»: Бюлов, Вирхов, Грабов, Гамов. Это след донемецкого славянского населения, жившего в южной Балтике. Феномен распространен в Северной Германии, например, в Саксонии, которая в средневековье была крепко связана с северной Русью.
Был свой немец со славянскими корнями и у рыбинцев. Хирург Арнольд Оттонович Цастров заведовал Рыбинской земской больницей в начале XX века. Он противостоял холере, делал головокружительные операции, управлял Рыбинском после Февральской революции, а после изгнания большевиками трудился в Эстонии. Узнали о нем подробнее. Немец-лекарь Родился Арнольд Цастров в 1869 году, учился в эстонском Дерпте, окончил медицинский факультет местного университета. Видимо, медицина у них была делом семейным: брат Арнольда – Цастров Фридрих Оттонович – работал петербургским аптекарем. Недаром в России слова «немец» и «врач, аптекарь» долго оставались синонимами.
Еще до приезда в Рыбинск, в 1896 году, родился старший сын Арнольда Цастрова – Евгений. Тогда семья доктора жила в селе Сольцы, что в Порховском уезде Псковской губернии. На рубеже XIX-XX вв. Сольцы – крупный центр торговли льном, и работы врачу наверняка хватало. Но все же в год рождения первенца семья Цастровых переезжает из псковского села в богатый купеческий Рыбинск.
Как и многие врачи, Цастров трудится по совместительству, например, в 1904 году он значится врачом железной дороги и одновременно работает врачом лазарета при винном складе. Тогда он арендовал квартиру в доме Желвакова на ул. Крестовой (дом № 78 сохранился и сегодня).
Молодой хирург хорошо проявил себя в Рыбинске – вскоре Цастров, которому не было и 40 лет, возглавил земскую больницу, сменив доктора Федора Якубовича. На посту заведующего Цастров получал 1700 рублей в год. Кстати, корова тогда стоит 25 рублей.
Это был неплохой доход, потому что в 1907-м доктор купил дом № 22 на ул. Столыпинской (сегодня Румянцевская). Имение, приобретенное у купца Леонида Цехового, включало деревянный одноэтажный дом, каменные службы и небольшой сад. Сегодня это один из немногих сохранившихся деревянных домов Рыбинска.
В 1908 году в семейном гнездышке родился второй сын Максимилиан. В 1910 году Арнольда Цастрова избрали гласным (депутатом) городской Думы – как владеющего недвижимостью в черте города. Теперь он мог влиять на устройство жизни в Рыбинске. На посту в земской больнице Из чего состояла ежедневная работа Арнольда Цастрова, попробуем представить с помощью книги Бориса Лозинского «Земская медицина в уездах Ярославской области». Рыбинская земская больница представляла собой целый городок, расположенный на углу ул. Радищева и Гоголя. В начале XX века – это лучшее медицинское учреждение города, оснащенное электричеством, водопроводом, с теплыми туалетами и сияющими ванными. Крестьяне, измученные болезнью и тяжелой жизнью, стремились сюда попасть, а вот выписываться не спешили – видимо, воспринимали удобства и питание как отдых в санатории. Тем более платило за их содержание здесь земство.
Так, в 1914 году земская больница пропустила 2,5 тысячи больных – и уездных крестьян, и небогатых горожан. Обслуживалась она двумя врачами и пятерыми фельдшерами. Хирург Арнольд Цастров проводил все операции, а кроме хирургического отделения, вел еще два: женские терапевтическое и сифилитическое отделения.
— В 1911 году в земской больнице сделано 60 полостных операций – 11 со смертельным исходом. Делали радикальные операции грыжесечений. Гинекологические операции производили 252 раза, одна со смертельным исходом. Три удаления матки, — перечисляет Борис Лозинский.
Судя по всему, роды век назад были очень опасным делом. Цастрову не раз приходилось спасать жизнь рожениц – в том числе при помощи кесарева сечения, редкого в те годы в России. В сентябре 1913 года о таком случае даже поведала «Рыбинская газета».
«Доктор Цастров сделал роженице Б-вой срочную и удачную операцию – «Кесарево сечение». Роженицу семь часов везли из деревни Сараево Чудиновской волости в земскую больницу – с 11 утра до 6 вечера. Дорога была отвратительная, ехали по кочкам. Во время езды у роженицы произошел разрыв матки, ребенок перешел в полость живота. Доктор Цастров сразу приступил к сложной операции: живот был разрезан, ребенок из полости живота был удален, а также удалена и матка. Операция прошла удачно, больная находится на пути к выздоровлению».
Пришлось Арнольду Цастрову бороться с эпидемиями натуральной оспы, тифа. И холеры, страшные вспышки которой пришлись на 1907-09 годы. В 1907-м земству пришлось открыть в Ягутской слободе, где останавливались бурлаки-разносчики холеры, инфекционные бараки. Здесь больных просто изолировали – лечить холеру не умели. Смертность от этой острозаразной болезни была ужасающей. «В 1909 году у врача Цастрова в отделении земской больницы лечилось 138 больных холерой, из них умерло 124», — сообщает Лозинский.
После выписки многие больные нуждались в дополнительной помощи. Тогда при земской больнице создали благотворительное общество, которое возглавил Арнольд Цастров. Общественники искали убежище детям, родители которых лечились, а если мать умирала, помещали сироту в приют. Выдавали и деньги – «конкретному лицу по особенной причине». Например, на одежду при выписке, на проезд до дома или лечение до Ярославля и Петербурга. Могли назначить пенсию по потере кормильца или утрате дееспособности. Так, Александре Черновой, страдающей параличом ног, выдавали по 3 рубля в течение 10 месяцев. А крестьянке Коровиной с детьми 5 месяцев выдавали по два рубля. Так зарождалась соцзащита. Управляя городом
После Февральской революции Арнольд Цастров стал ведущим политическим деятелем Рыбинска. В Комитет общественных организаций они вошли вместе с коллегой, врачом Сергеем Нифонтовым, как наиболее уважаемые рыбинцами горожане. Комитет – это первое революционное управление в Рыбинске, филиал Временного правительства в нашем городе.
В период безвластия к Комитету отошла печальная обязанность управлять городом, раздираемым политическими бурями, голодом, страхом войны. Задачи комитета: охрана общественного порядка, борьба с дороговизной, подготовка к свободным выборам в самоуправление и «сношения с Временным правительством».
Сложно поверить, но многие состоятельные рыбинцы горячо приветствовали перемены в стране. Так, в марте 1917 года сыновья купца Кузьмы Эльтекова, почтенного торговца колониальным товаром, выделили делу революции 3000 рублей – в полное распоряжение Комитета. Они писали: «Рыбинский комитет общественных организаций нашел мужество взять в свои руки заведывание совокупностью жизни Рыбинска в тяжелый момент создания новой светлой жизни Русского Народа на обломках старого строя, приведшего Россию на край гибели. В ознаменование радостных дней торжества народной свободы над порабощением личности просим принять от ТД «К. П. Эльтеков» три тысячи рублей».
Но Комитет управлял Рыбинском недолго – до августа 1917 года. В издании 1922 года «Рыбинск в революции» его упоминают так: «Буржуазно-либеральный комитет оказался слишком реакционным».
Либералу Цастрову оставаться в Рыбинске стало опасно, его дом реквизировали. Его старший сын покинул Рыбинск еще раньше. Доктор бежал в Эстонию – страну, где жил в юности и получал образование. После отделения от Российской империи республика 20 лет оставалась свободной. Число русских после революции в Эстонии увеличилось вдвое и составило 91 тысячу человек из миллиона населения. Здесь открывались русские школы, действовали русские клубы.
Чуть заметные следы Арнольда Цастрова удалось найти в эстонских газетах 1920-30 годов. Так, в музее Тарту хранится групповое фото врачей от 1927 года, где в списке изображенных указан доктор Арнольд Цастров. Упоминается он и в списке эстонских врачей за 1934 год. Дата его смерти нам неизвестна.
Сыновья за границей
Известно о двух сыновьях врача: старшем Евгении и младшем Максимилиане. Оба они прожили долгую жизнь и скончались за границей. Мало знаем о младшем сыне: он родился в 1908 году в Рыбинске, а скончался в 1976 году в городке Вестерштеде, что в Нижней Саксонии. Значит, уехал к своим предкам в северную Германию.
Больше мы знаем о Евгении. Он окончил рыбинскую гимназию в 19 лет, а в 1915 году поступил на химическое отделение Московского университета. Но образование прервала Первая мировая война — студентов призывали присоединиться к редеющей армии на Восточном фронте. Рыбинец срочно окончил 3-ю Петергофскую школу прапорщиков. И в ноябре 1916-го 20-летнего прапорщика Цастрова зачислили в пехоту.
После Октябрьской революции, в 1918 году, 22-летнего Евгения арестовали красные, но он сумел сбежать из-под ареста в Псков. С октября 1918-го он воевал с большевиками в составе Псковского добровольческого корпуса Северной армии. Возглавляя отряд разведчиков, за боевые отличия получил чин поручика.
После ликвидации армии Евгений переехал в Эстонию, где он принял гражданство республики. И решил доучиться – в 1924-м окончил химическое отделение Тартуского университета со степенью магистра химии. Много преподавал: в гуманитарной гимназии, Выруском промышленном училище, реальной гимназии Ольги Аморетти.
В 1927-м Евгений Цастров уехал в Италию. В эстонской русскоязычной газете «Сегодня» появилась заметка: «На квартире начальницы гимназии состоялся банкет в честь преподавателя Цастрова, уезжающего в Италию. Собравшиеся высказали сожаление по поводу оставления гимназии опытным и гуманным учителем».
В Италии Цастров 40 лет жил в Милане и служил на заводе концерна «Pirelli», последняя его должность – технический директор завода. Скончался Евгений почтенным старцем в 1974-м в итальянском местечке Сан-Фермо.