Журналисту The Wall Street Journal Эвану Гершковичу запросили 18 лет колонии по делу о шпионаже
Судебное следствие по делу длилось всего два дня.
В конце марта 2023 года Гершковича задержали в Екатеринбурге. ФСБ утверждает, что журналист «занимался сбором сведений об одном из предприятий российского ВПК». После задержания Гершковича перевезли в Москву, где его отправили в СИЗО-2 «Лефортово». Журналисту неоднократно продлевали арест.
В июне 2024 года Генпрокуратура утвердила обвинение по делу Гершковича, после этого материалы направили в суд. «Следствием установлено и документально подтверждено, что американский журналист газеты The Wall Street Journal Гершкович по заданию ЦРУ в марте 2023 г. собирал в Свердловской области секретную информацию о деятельности оборонного предприятия АО „НПК „Уралвагонзавод“ по выпуску и ремонту военной техники, — написала Генпрокуратура в своем телеграм-канале. — Незаконные действия совершались Гершковичем с соблюдением тщательных мер конспирации».
Коллеги журналиста считают дело сфабрикованным. Так, основатель издания Bellingcat Элиот Хиггинс и правозащитники проекта Gulagu.net предположили, что поводом для задержания журналиста стала потенциальная возможность обменять его на заключенных из России в других странах.
Вскоре после задержания Госдепартамент США присвоил Эвану Гершквичу статус «неправомерно задержанного». В конце апреля 2023 года МИД России отказал дипломатам США в посещении арестованного американского журналиста. Российские дипломаты назвали это «ответными мерами» на «провокационные действия» представительства США: ранее последние отказали в визах журналистам, которые должны были сопровождать главу МИД РФ Сергея Лаврова в Нью-Йорк на заседание Совбеза ООН.
Адвокат правозащитной организации «Первый отдел» Евгений Смирнов рассказал «Верстке», что дело Гершковича — первое дело о шпионаже против иностранного журналиста. «Ранее такого в практике в России еще не было. Были два обвинения по госизмене против российских журналистов — это Григорий Пасько и Иван Сафронов. Но чтобы против иностранного журналиста и в шпионаже, я думаю, это новая черта», — пояснил правозащитник.