СУЭНКО, пора расплатиться!
На минувшей неделе многие СМИ растиражировали информацию "Коммерсанта" о том, что Генпрокуратура отменила постановление Следственного комитета о невиновности сотрудников частной энергокомпании СУЭНКО в гигантском пожаре 7 мая 2023 года в границах Кургана. Даже Forbes не обошел стороной это событие в жизни граждан Австрии российских коммунальных олигархов Алексея Боброва и Артема Бикова.
Они в самом страшном сне на берегу Лаго-Маджоре (где же там итальянские виллы?) не могли себе представить, что вялотекущее следствие вдруг заиграет новыми языками пламени. А каково теперь трем курганским энергетикам, которых перед Новым годом следователь Русакова отпустила "на свободу с чистой совестью"? На днях она сообщит им о возвращении в статус обвиняемых и вновь определит меру пресечения. Между прочим, на их совести 13 погибших на пожаре.
"Уралинформбюро" почти год ведет собственное расследование весенних пожаров 2023 года. Их можно обозначить тремя главными точками – Логоушка (27 апреля), Курган и Юлдус (7 Мая). В общей сложности более 20 погибших, тысячи (!!!) сгоревших построек, ущерб на миллиарды рублей. Аналогичного бедствия, в котором есть понятные виновники, в современной России не было. И очень важно, чтобы в нашей стране на конкретном примере Курганской области восторжествовала справедливость, на которой настаивает президент Путин.
Фото: telegram-канал "ЧП Курган"
Мечта БоБиков
Оставшись на пепелище один на один с внезапной бедой, они не нашли твердого плеча государства и справедливой руки правосудия. Эти люди буквально в одночасье лишились крова над головой, нажитого имущества, кто-то потерял родных и близких. Их вины в трагедии нет, но они не могут добиться защиты своих прав, потому что – "маленькие" люди.
Для следственной группы центрального аппарата СКР поток жалоб, обращений, заявлений жителей сгоревшего села Смолино на окраине Кургана стал головной болью, которую они не ожидали. Именно руководитель этой группы Татьяна Русакова по непонятным причинам освободила энергетиков от уголовной ответственности за пожар, переложив ее на плечи исключительно курганского мэра (теперь уже бывшую) Елену Ситникову. Курганцы даже не знали, что энергетики были обвиняемыми, просидев в СИЗО и под домашним арестом с мая по январь! И вдруг под Новый год нашлась виновная в пожаре – сыграли на чувствах обиженного электората: чиновник ведь должен сидеть.
Елена Ситникова (в центре). Фото: kurganobl.ru
Конечно, с Ситниковой есть за что спросить. Должного оповещения горожан о пожаре не было, а ведь человеческих жертв могло быть меньше. Но на мэра Кургана нельзя "повесить" причину возникновения пожара. Он произошел из-за замыкания неизолированных проводов на низковольтной ЛЭП компании СУЭНКО в микрорайоне Тополя. Этому есть масса свидетелей и доказательств, выводы пожаротехнической экспертизы – "Уралинформбюро" детально освещало ситуацию.
Сотрудники курганского Управления СКР "по горячим следам" профессионально выявили причины и следствие пожара. И уже в мае трио энергетиков обоснованно отправили в СИЗО. В тот момент олигархи включили калькулятор в голове – им грозят убийственные расходы. По невероятному стечению обстоятельств в июне материалы уголовного дела были изъяты в Москву. Разумеется – уголовное дело особой важности!
А потом сбылась мечта владельцев СУЭНКО – компания невиновна в пожаре. Они не рискуют своими капиталами – ущерб оплатит государство, которое без того тащит на себе внушительные расходы военного времени.
Фото: Николай Пушилин
Возвращение Русаковой
До марта 2024 года московские следователи палец о палец не ударили, чтобы признать погорельцев потерпевшими и истцами по уголовному делу. Более того, таковыми не были признаны даже родственники погибших! А, между прочим, компенсация морального вреда таковым может достигать 10 миллионов рублей.
Фактически жители Смолино добились того, чтобы в уголовном деле появилась цифра нанесенного ущерба. Уже сейчас она стремится к 1 миллиарду рублей, а это всего лишь десятки жителей одного села. А владельцев сгоревших дачных домов – сотни, но почему-то никто из местных чиновников не подсказывает им: идите в Следственный комитет и заявляйте иски. Вот тогда сумма ущерба начнет расти на глазах каждый день.
Фото: kikonline.ru
Своим решением вернуть СУЭНКО в состав обвиняемых (конкретным энергетикам с таким ущербом не расплатиться – взыщут с компании) Генеральная прокуратура дает знак всем – надо чтить Уголовный кодекс. Надо полагать, что и руководство Следственного комитета России уже разобралось в недальновидности своих сотрудников: государство не может отвечать за нарушения, допущенные олигархами. Теперь это становится правилом жизни: украл – верни, спалил – расплатись, разрушил – построй новое.
Следователь Татьяна Русакова потратила последние полгода на инициативы по проведению дополнительных экспертиз, цель которых, как нам кажется, в опровержении выводов прошлогодних экспертиз, установивших причину возникновения курганского пожара. Условно говоря, следствие интересует, хватало ли падающей с провода искре температуры для поджога травы рядом с ЛЭП?
В этих Тополях аналогичный пожар после замыкания проводов происходил ранее – тоже сгорели несколько построек, но МЧС успело локализовать огонь, потому что не было ураганного ветра. Важно понимать, что на курганских ЛЭП до сих пор натянуты неизолированные провода. Под ветром они летают и искрят, "профилактические" отключения электроснабжения в ветреную погоду для Зауралья – обычное дело. В мае 2023 года в Тополях вовремя не отключили.
Фото: kurganvera.ru
И что теперь делать Боброву с Биковым? Генпрокуратура и Следком их "на свободу" уже не отпустят. По уму и по совести – расплачиваться за ущерб. Губернатору Вадиму Шумкову президент посоветовал в предвыборный период лучше слушать людей. А они говорят об одном – дайте нам средства на восстановление домов и имущества. Кому-то за счет государственного бюджета уже дали почувствовать вкус справедливости. Более 2 миллиардов рублей по просьбе губернатора выделили федеральные власти.
А сейчас настало время, чтобы Шумков публично обратился к энергомонополистам Курганской области с призывом в досудебном порядке (но с процедурой оценки) заплатить. Сколько будет – 5, 10 миллиардов рублей? Это будет справедливо!
Встреча с губернатором Шумковым в Логоушке, май 2023 г.
Фото: kurganobl.ru
Забытый Юлдус
В одном уголовном деле, расследуемом Русаковой, сведены два майских пожара – в Кургане и Юлдусе, древнем (чуть ли не 600 лет) поселении татар. Оно расположено на границе Каргопольского и Шадринского районов, также обслуживается СУЭНКО. Огонь в это село 7 мая пришел из деревни Мишагина, где заискрили провода ЛЭП. Семеро погибших жителей, десятки сгоревших домов. И полное забвение со стороны следственной группы СКР.
Ни один из жителей или родственников погибших не имеет на руках постановления о признании потерпевшим, и, тем более, не является истцом по уголовному делу. Никому по Юлдусу не предъявлялось обвинение. Хотя сотрудники курганского Управления СКР и в этом случае успешно выполняли свою работу до момента передачи дела в Москву.
Фото: Александр Хрущев
Руководству Следственного комитета следовало бы спросить у Татьяны Русаковой, а была ли она в этом селе? Почему его жители до сих пор не получили должный статус? Это – серьезная недоработка столичных следователей.
Худо ли бедно, дома в Юлдусе отстроили, но опять же за государственный счет. Боров и Биков из своего кармана за ущерб еще не расплачивались. А, кстати, на восстановление сгоревшей Логоушки Южно-Уральская железная дорога целевым образом направила 60 миллионов. Вина железнодорожников в уничтожении огнем этой деревни не доказана, это, скорее, жест доброй воли и пример для подражания.
Артём Биков.
Фото: ite-ng.ru
Необходимо отметить, что весомую поддержку курганским погорельцам в отстаивании своих прав оказали уральский полпред президента РФ Владимир Якушев и заместитель председателя комитета Госдумы РФ по безопасности Анатолий Выборный. Получив просьбу о помощи, они не отмахнулись, а поставили вопрос перед Генпрокуратурой – насколько законно постановление следователя Русаковой? Итог известен. И у людей появилась надежда.
Вадим ДЫНИН