Саммит НАТО, мирный план Трампа, ядерное оружие: о чем говорил Рябков
Диалог России с США по вопросам стратегической стабильности в текущих политических условиях «принципиально невозможен». Об этом в пятницу, 12 июля, заявил заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков.
«Диалог сведен к минимуму не по нашей инициативе», – сказал высокопоставленный дипломат.
Рябков уточнил, что есть моменты, где Россия не может согласиться последовать желаниям США. Прежде всего это касается стратегической стабильности и возможного контроля над ядерным оружием.
«Они нас считают противником, который должен потерпеть поражение, наряду с этим не моргнув глазом предлагают вести такой диалог. Это невозможно по определению», – заявил замминистра иностранных дел.
Выборы в США и мирный план Трампа
Сергей Рябков подчеркнул, что Россия категорически против вмешательства во внутриполитические процессы США.
«Кто станет президентом и вице-президентом, как это произойдет – это находится в той же категории интересов для нас, как и для любого зарубежного наблюдателя, умеренно заинтересованного в политических событиях. Не более того», – добавил замглавы МИД РФ.
Он сообщил, что в Москве не знают о мирном плане бывшего американского президента Дональда Трампа. По мнению дипломата, в России тщательно фиксируют сигналы со стороны кандидата в президенты Соединённых Штатов. Как уточнил заместитель министра, Россия в рамках своих возможностей следит за контактами, которые совершают иностранные лидеры, пребывая в США.
«Понимаем, насколько всеобъемлющая и самодовлеющая власть у так называемого глубинного государства в Вашингтоне. Там любого самого пассионарного, уверенного в себе и убежденного в собственной правоте политика привести к мейнстриму могут достаточно быстро. Я сейчас говорю это безотносительно к фигуре Трампа», – указал замглавы МИД РФ.
Рябков подчеркнул, что у России нет никаких предпочтений. Москва не может принимать сторону. Она находится вне этой ситуации и выступает в роли нейтрального наблюдателя.
«Но факт есть факт. Система может многое. Это доказано многократно, поэтому говорить о том, что кандидат X будет автоматически вести прежнюю линию, а кандидат Y вдруг ее поменяет, я бы поостерегся», – отметил дипломат.
Он добавил, что нужно сначала дождаться итогов выборов в США. Затем можно делать более взвешенные предположения о том, что является возможным, а что – невозможным.
Саммит НАТО
Недавний саммит НАТО в Вашингтоне был неудачным. Он запомнился как неприятное событие, которое усугубило международные риски.
«Отсмотрев видеоряд и прослушав звуковой ряд с саммита в Вашингтоне, мы приходим к выводу, что, конечно, это «саммит позора», это провальное мероприятие, которое не привнесло в международную повестку дня ни капли здравого смысла», – отметил Рябков.
По результатам саммита НАТО в Вашингтоне было обнародовано заявление, в котором утверждается, что Альянс предпринимает меры по обеспечению эффективности и безопасности своей миссии по ядерному сдерживанию, включая обновление ядерных возможностей. В то же время было подчеркнуто, что НАТО подтверждает важность максимального участия заинтересованных союзников в механизмах совместного выполнения ядерных обязательств НАТО, чтобы показать солидарность и решимость Альянса. Представитель МИД РФ прокомментировал это заявление.
«Несдержанность в области ядерного сдерживания – это то, что очень характерно для Североатлантического альянса. Лукавые фразы и вот эти все фантики, обертки, в которые упакован сигнал о том, что они (страны НАТО. – «Профиль») пойдут по пути наращивания своего ядерного потенциала, дальнейшего придания ему более агрессивного характера, можно отбросить сразу», – отметил Рябков.
Он подчеркнул, что из коммюнике можно сделать только один вывод – НАТО хочет доминировать в том числе и в ядерной области. По мнению дипломата, это желание обречено, как и другие претензии на глобальное доминирование.
Запад и БРИКС
Дипломат сообщил, что ежедневно возникает все больше препятствий для работы БРИКС. Деятельность группы направлена на создание альтернативной повестки дня и методик, не соответствующих тому, что считается нормой в западном обществе.
«БРИКС – ну, наверное, уже бельмо на глазу у коллективного Запада», – сказал он.
Рябков заметил, что это происходит, несмотря на то, что группа БРИКС никогда не представляла себя как антагонист отравленной Западом стреле международных отношений. Это препятствует развитию стран и подавляет свободу мысли в международных отношениях.
«БРИКС тем не менее выполняет роль центра притяжения, магнита во все большей мере, и это видно в том числе по составу участников петербургского Парламентского форума (БРИКС. – «Профиль»)», – заключил высокопоставленный дипломат.
Платежная система БРИКС
Создание собственной платежной системы БРИКС станет одним из главных вызовов для Альянса, особенно с учетом риска вторичных санкций со стороны Запада. Несмотря на это, есть политическое стремление продвигаться в этом направлении, отметил заместитель главы МИД РФ.
«Этот вопрос, вероятно, один из самых сложных в широком спектре вопросов, с которыми БРИКС сталкивается. Он становится сложным в том числе из-за того, что в современном геополитическом контексте западные страны, и прежде всего США, ушли далеко в своем стремлении наказать неповинующихся, широко применяя инструмент вторичных санкций», – отметил Рябков.
Он добавил, что этот фактор учитывается финансовыми операторами на мировых рынках, и подчеркнул, что трудно создавать альтернативы банковской системе, ориентированной на Запад. Это же касается западных резервных валют. В этой ситуации существуют риски, но есть политическая воля.
«Я уверен, что в Казани (на саммите БРИКС. – «Профиль») минфины и центробанки при поддержке внешнеполитических ведомств выдадут продукт, который будет смотреться мощно, достойно и реально нам поможет решать проблемы в этой сфере», – сказал Рябков.
Ядерная доктрина
Замглавы МИД РФ заявил, что опыт проведения специальной военной операции выявил проблемы со слишком размытыми формулировками в основных документах России, регулирующих ядерную стратегию. Рябков подчеркнул пренебрежительное отношение Запада, в особенности стран НАТО, к российским возможностям в ядерной области. Он отметил, что это невнимание, а также уверенность Запада в том, что ситуация не выйдет из-под контроля, требуют от Москвы более ясной и конкретной позиции по возможным последствиям продолжения такого курса.
«Политическая глухота тех, кто формирует позицию Вашингтона, Брюсселя, других западных столиц в этой сфере, всеобъемлющая, терапевтические меры в плане каких-то вербальных сигналов работают все меньше», – отметил Рябков.
Он обратил внимание на российскую военную доктрину. Она описывает два сценария применения ядерного оружия. Дипломат подчеркнул, что существуют условия, при которых можно прибегнуть к ядерным силам.
Заместитель министра иностранных дел напомнил о заявлениях, будто Россия чертит «красные линии», но затем они игнорируются. Однако, по его словам, реакция на них есть. Долгое время не проводились учения по отработке применения тактического ядерного оружия, а также мероприятия, демонстрирующие повышенную готовность российских стратегических сил.
«Необязательно о них объявлять публично, но публично мы говорим о том, что предупреждения становятся все более жесткими. Они (страны Запада. – «Профиль») начинают в прямом смысле большую игру с огнем», – заключил Рябков.
Ракеты США в Германии
Заместитель МИД РФ Сергей Рябков заявил, что даже предстоящее размещение американских ракет в Германии не создает угрозы для безопасности Москвы. Россия располагает солидным военно-техническим багажом. Об этом дипломат рассказал в ходе интервью Первому каналу.
«У нас есть технологические заделы и ресурсы во всех этих сферах, которые позволяют оперативно уравновесить, отбалансировать любые попытки западной группы во главе с США создать для нас неприемлемую угрозу», – отметил Рябков.
Он добавил, что военные технологии и наука серьезно прогрессируют, поэтому Россия не чувствует серьезного посягательства на свою безопасность только потому, что с 2026 года стартует «эпизодическое размещение», как говорится в документе.
Ранее замглавы российского МИД Сергей Рябков не исключил «некой конкретизации» в ядерной доктрине РФ при условии дальнейшей эскалации ситуации со стороны Запада. Он отметил, что есть документ под названием «Основы государственной политики в области ядерного сдерживания». В нем более подробно описана ядерная составляющая военной доктрины в привязке «к неким ситуациям».