Родом из Крутиц
Все судьбы уроженцев деревни Крутицы неповторимы. По-своему уникальна жизнь и судьба Ивана Петровича Гаврилина. Родился Иван в начале ХХ века — в январе 1902 года. Его родители: Пётр Терентьевич Гаврилин (1871 г. р., из крестьян) — уволенный в запас младший фейерверкер и крестьянка Пелагея Ивановна Гаврилина (1877, Дудлина) — уроженка села Измайлова Ростокинской волости Московского уезда. Иван был вторым после Фёдора (1898) ребёнком в семье. Эта семья, как и большинство других, стала многодетной — вслед за Иваном родились Александр (1903), Георгий (1906), Антонина (1908).
В детском возрасте — в 10 лет — Иван пришёл на Реутовскую прядильную фабрику, где сначала чистил машины, затем работал курьером, а потом был назначен приёмщиком пряжи. Естественно, наряду с работой на фабрике он трудился и в домашнем крестьянском хозяйстве. В юном возрасте — в 17 лет — ушёл добровольцем в Красную армию. В 1923 году стал осваивать новую рабочую профессию в литейной мастерской Люберецкого завода сельскохозяйственного машиностроения.
История этого завода началась в конце ХIХ века, когда немецкий предприниматель Карл Вейхельт купил более 15 гектаров земли в Люберцах и начал строить завод по выпуску паровых машин. В ходе строительства грянул промышленный кризис, Вейхельт разорился и в 1901 году продал завод американцу Томасу Пурдэ. И уже в 1902 году состоялось открытие завода «Нью-Йорк» по выпуску тормозных механизмов для железнодорожных вагонов. В 1910 году Пурдэ, не выдержав конкуренции, тоже разорился, а завод был приобретён американской Международной компанией жатвенных машин в России. С этих пор завод начал выпускать сельскохозяйственные машины: жатки, лобогрейки, косилки, сноповязалки, превратившись в предприятие сельскохозяйственного машиностроения и став одним из центров поставок техники крестьянским хозяйствам, первоначально в основном на конной тяге.
После революции 1917 года завод всё ещё принадлежал американцам, но производство постепенно сворачивалось, и в 1924 году завод был национализирован. А спустя всего несколько месяцев ему было присвоено название «Государственный завод сельскохозяйственных машин имени А.В. Ухтомского».
Сам Алексей Владимирович Ухтомский никакого отношения к сельхозтехнике не имел, он был машинистом и активным участником восстания 1905 года, за что и был расстрелян. В 1924 году, работая на заводе, Иван Петрович Гаврилин вступил в ряды Российского ленинского коммунистического союза молодёжи (РЛКСМ), в марте 1926 года в связи с образованием в 1922 году СССР переименованного во Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ). Среди уроженцев деревни Крутицы комсомольцев на тот момент не было, он был первым.
В 1925 году Ивана Петровича Гаврилина призвали в армию на срочную службу. Служил в полковой школе, готовившей младших командиров, был назначен командиром отделения стрелковой роты. По окончании срока службы в 1927 году вернулся на завод и работал табельщиком. В октябре 1928 года его приняли в ряды Всесоюзной коммунистической партии большевиков — ВКП(б), а в 1932 году выдвинули на ответственную партийную работу: сначала Иван Петрович Гаврилин стал парторгом цеха на Люберецком заводе сельхозмашин имени А.В. Ухтомского, затем — заместителем секретаря парткома, а потом — секретарём парткома завода.
В эти годы предприятие бурно развивалось по многим направлениям: увеличивались объёмы производства, вводились новые цеха и участки, росли численность, производительность труда и зарплата, отмечался массовый трудовой подъём, шли соревнования, движения передовиков производства, совершенствовалась выпускаемая техника.
В 1937 году Ухтомским райкомом ВКП(б) Московской области Ивана Петровича Гаврилина выдвинули на новый участок работы: его направили в парторганизацию птицефабрики № 1 в Томилино, где он был избран в состав партийного комитета и работал там в качестве секретаря парткома до июня 1939 года.
Это была первая в России птицефабрика, основана в 1929 году в небольшом подмосковном посёлке Томилино. Именно томилинцы положили начало развитию промышленного птицеводства в СССР. Томилинская птицефабрика стала базой, где отрабатывались пути совершенствования технологии производства мяса птицы и яиц, широко использованные впоследствии при переводе на промышленную основу всей птицеводческой отрасли. Фабрика была полигоном для проверки, обкатки технико-технологических и иных решений, служила примером разработки и осуществления социальных программ. Местоположение фабрики (она располагалась в четырёх километрах от железнодорожной станции Люберцы и двух с половиной километрах от платформы Томилино) оказалось очень удачным для решения поставленной перед коллективом задачи — ежедневной доставки в Москву диетических яиц и парного куриного мяса.
В иерархии руководства завода и фабрики партийный руководитель занимал вторую строчку после директора. Проявив на всех участках порученной ему работы лучшие профессиональные, организаторские и личные качества: практический ум, способность заражать собственным примером и активизировать других на достижение результата, инициативу, требовательность, настойчивость, самообладание, — Иван Петрович Гаврилин в июне 1939 года постановлением бюро МК ВКП(б) был утверждён на должность инструктора в аппарате Московского областного комитета партии. Через год он стал заведующим сектором кадров Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР и Народного комиссариата государственной безопасности (НКГБ) СССР, а ещё через год началась война. Во второй половине июля 1941 года Центральный комитет партии принял постановление «Об организации борьбы в тылу германских войск».