Санкции отправились на дно
Санкции отправились на дно
Уход западных компаний поставил под угрозу реализацию проектов в сфере дноуглубительных и гидротехнических работ в России. Однако по итогам двух лет можно с уверенностью сказать, что российская отрасль в целом успешно ответила на вызов, хотя многое еще и предстоит сделать. Об этом рассказали участники VII конгресса «Гидротехнические сооружения и дноуглубление», организованного медиа-группой «ПортНьюс».
Отечественная портовая инфраструктура нуждается в глубоководных терминалах, способных принимать крупнейшие суда, для повышения своей эффективности и конкурентоспособности. Эта истина кажется очевидной, однако конкретные расчеты дополнительной финансовой ценности, получаемой от дноуглубления, демонстрируют ее как нельзя лучше.
Как пояснил председатель совета директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП) Денис Илатовский, средняя долгосрочная разница фрахта на суда Capesize и Panamax составляет $3 на тонну для балкеров, что, например, для типичного балкерного порта мощностью 20 млн тонн в год дает эффект в $60 млн.
При этом на ближайшие годы в России, действительно, запланирован существенный объем как капитальных, так и ремонтных дноуглубительных работ. Но сможем ли мы обойтись без западных компаний, оборудования и технологий?
Кубометры планов
За дноуглубление в морских портах, за исключением портов на трассе Севморпути, отвечает ФГУП «Росморпорт». Как рассказал заместитель генерального директора по капитальному строительству ФГУП «Росморпорт» Владимир Аборнев, к 2030 году должен быть обеспечен прирост мощности российских морских портов на 220 млн тонн в год, а основные инвестиционные проекты планируется реализовать в портах Усть-Луга, Восточный, Ванино, Находка и Новороссийск (не считая порты на трассе СМП). Всего капитальное дноуглубление в морских портах и на подходах к ним по линии Росморпорта должно составить около 35 млн куб. м до 2035 года — внушительная величина! Как, со своей стороны, отметил генеральный директор ООО «Строительная дноуглубительная компания» (СДК, ГК «Межрегионстрой») Александр Бенгерт, дноуглубительные работы будут потенциально востребованы до 2028–2029 годов минимум в 17 проектах с капитальными вложениями до 180 млрд руб.
На Северном морском пути (СМП) дноуглублением занимается госкорпорация «Росатом» через ФГУП «Гидрографическое предприятие». По словам исполняющего обязанности генерального директора ФГУП «Гидрографическое предприятие» Андрея Чумаченко, выступившего на мероприятии, объем капитального дноуглубления на СМП в 2024 году должен составить более 4,5 млн куб. м. А в следующем 2025 году объем дноуглубительных работ запланирован уже на уровне 7,5 млн куб. м.
Работы предполагается проводить в рамках целого ряда инвестпроектов: «Арктик СПГ 2», «Порт Енисей», терминал на мысе Наглёйнын, «Порт бухта Север».
Кроме того, до 2030 года планируется выполнить около 41,7 млн куб. м ремонтного дноуглубления.На внутренних водных путях России (ВВП) знаковым событием 2023 года стало дноуглубление на Волго-Каспийском морском судоходном канале (ВКМСК), которое позволило достичь гарантированных глубин в 4,5 м на маршруте ключевого международного транспортного коридора «Север — Юг». В этом году работы будут продолжены на отдельных участках канала.
В целом дноуглубительные работы в 2023 году на ВВП проводились 81 земснарядом на участках общей протяженностью более 800 км. Их общий объем составил 20,8 млн куб. м грунта, что на 2,1 млн куб. м меньше, чем в 2022 году. Как объяснил это снижение заместитель руководителя Росморречфлота Константин Анисимов, объем работ удалось снизить за счет оптимизации навигационной обстановки, которую теперь устанавливают с учетом глубоководных участков на реках, образующихся естественным путем. Такой метод позволяет избегать излишнего дноуглубления там, где можно без него обойтись, слегка изменив маршрут движения судов.В целом капитальный ремонт по итогам 2023 года был выполнен на 25 судоходных гидротехнических сооружениях (СГТС) и объектах инфраструктуры ВВП.
Среди запланированных на ближайшее время работ на ВВП докладчики конгресса выделили реконструкцию шлюза № 2 на Канале имени Москвы (срок выполнения — до конца 2024 года), строительство новой плотины № 23 на Беломорканале, ввод в эксплуатацию всех объектов Багаевского гидроузла, который запланирован на 2026 год, а также реконструкцию Николаевского гидроузла.
Говоря о реализации всех заявленных планов, приходится учитывать тот факт, что России не хватает собственного специализированного флота, а привлечение подрядчиков из Азии сталкивается с рядом трудностей. Одна из них — «транспортное плечо». Как пояснил заместитель директора департамента реализации проектов СМП — начальник отдела развития инфраструктуры СМП госкорпорации «Росатом» Константин Стасюк, мобилизация и демобилизация дноуглубительного флота из Юго-Восточной Азии (ЮВА) через Суэцкий канал на СМП обходится в половину от общего бюджета дноуглубительного проекта. Для снижения этих, на самом деле, огромных издержек прорабатываются варианты мобилизации флота с восточного направления через Севморпуть.
Помимо сложностей с мобилизацией флота, имеется проблема с тем, что азиатские подрядчики не всегда обладают необходимыми судами и компетенциями. Все это красноречиво говорит о необходимости создания собственного национального дноуглубительного флота — в долгосрочной перспективе от решения этой задачи никуда не деться.
В поисках флота
В первую очередь России необходимы высокопроизводительные дноуглубительные суда. А для их строительства необходима государственная поддержка, на отсутствие которой в настоящее время обратил внимание участников конгресса глава СДК Александр Бенгерт.
«Если потребуется, мы, конечно, можем собрать флот под проект. Но это будет дорого… и бессистемно. Кроме того, неправильно находиться в постоянной зависимости от партнеров», — справедливо указал глава дноуглубительной компании.
Со своей стороны, начальник отдела дноуглубительных работ АО «Морской инжиниринг и шиппинг» (МИИШ) Олег Шабанов отметил, что на рынке остро ощущается дефицит грунтоотвозных шаланд, а также морских буксиров-мотозавозней, поскольку отвалы зачастую находятся на значительном удалении от места проведения работ. Представитель компании уточнил, что в России нет проектов соответствующих судов, отвечающих потребностям рынка по грузоподъемности и мореходным качествам.
При этом, как рассказал генеральный директор АО «РЦКБ «Стапель» Николай Тыртышный, в России за последние 15–18 лет было выполнено более 170 проектов судов технического флота и 62 проекта глубокой реконструкции и модернизации дноуглубительных судов. Тем не менее руководитель конструкторского бюро также считает, что одна из главных проблем — отсутствие финансирования для строительства нового флота.
Параллельно со строительством флота необходимо решать и проблему его ремонта, которая также стоит достаточно остро, — к счастью в России есть предприятия, способные справиться с этой задачей. Одно из них — судоремонтное предприятие «Преголь» (Калининград). Как сообщил генеральный директор предприятия Александр Белый, «Преголь» готово стать основной базой для ремонта и обслуживания дноуглубительного флота в Северо-Западном регионе. Так, в условиях дефицита производственных ресурсов на верфях для выполнения ремонта флота калининградское судоремонтное предприятие имеет возможность включить новые судоремонтные проекты в программу на 2024 год с учетом плановой загрузки доковых мощностей.
Импортозамещай это
Уход западных компаний с рынка отразился как на доступности специализированного флота, так и на оборудовании и материалах для гидротехнических сооружений и проведения подводных работ. Исходя из того, что докладывали представители соответствующих российских компаний на конгрессе, можно сделать вывод, что этот вызов был принят — и ответ на него вполне успешен.
Так, компания «Геоизол» планирует в июле 2024 года построить первую модульную грузоподъемную платформу, способную работать как земснаряд при оснащении соответствующим оборудованием. Платформа является аналогом платформы голландского производства, но по стоимости, что важно заметить, будет дешевле.
Одновременно астраханский «Стройлидерплюс» проектирует мелкосидящий самоотвозный земснаряд с объемом трюма 1 тыс. куб. м. Ранее в России такие суда не проектировались, прототипов таких судов в России также не было.
Между тем ЦМКБ «Алмаз» отправило на утверждение проект техзадания самоотвозного земснаряда с объемом трюмов 4 тыс. куб. м. Важно, что компетенции ЦМКБ «Алмаз» в части проектирования судов позволяют качественно выполнить полный комплекс работ по разработке документации, техническому сопровождению строительства, испытанию и сдаче заказчику как самоотвозного земснаряда, так и комплекса дноуглубительного оборудования.
Со своей стороны, АО «Ростовское центральное проектно-конструкторское бюро «Стапель» (РЦПКБ «Стапель», Ростов-на-Дону) разработало перспективный проект морского земснаряда RDB70.07 для работы на тяжелых грунтах.
Имеются успехи и в сегменте покрытий и систем антикоррозионной защиты. Например, компания «Литум», которая ранее выпускала покрытия под эгидой таких западных партнеров, как Jotun, Hempel и PPG, после их ухода из России сумела сохранить все компетенции: производственное оборудование, технологии производства, стандарты качества, технические условия, ключевых сотрудников — и теперь предлагает продукцию под собственным брендом.
Помимо лакокрасочных покрытий, в России развивается применение технологии катодной защиты морских объектов наложенным током, в которой преуспела компания АО «ТСТ». Среди изготавливаемого компанией оборудования имеются изделия различного функционального назначения и применения для обеспечения данной защитой.
Между тем другая российская компания — INVACO готова обеспечить комплексную защиту от коррозии металлических и бетонных конструкций покрытиями собственного бренда.
Говоря об инновациях, стоит отметить достижения АО «Омутнинский металлургический завод» (ОМЗ, Кировская область), который представил инновационный замковый профиль для трубных сварных шпунтов. Профиль прошел испытания, проведенные испытательным центром «ТС-Тест».
Еще один пример: строительная компания АО «Нью Граунд» освоила современную технологию струйной цементации грунтов и импортозаместила часть оборудования для работ на гидротехнических сооружениях. Расходники, штанги, муфты — все это производится своими силами.
Отечественное предприятие «Пермснабсбыт» (ПСС) также предложило уникальную в стране услугу — комплексную электрохимическую систему защиты поверхностей, оборудования, трубопроводов, находящихся в морской воде, от биообрастания.
Еще одну отечественную разработку на конгрессе представило ООО «ВЕЛЕСГАРД». В компании разработана технология, которая позволяет выполнять окраску судов на слипе зимой.
Примечательно, что продукция российских компаний пользуется спросом не только внутри страны, что в нынешних обстоятельствах вполне естественно, но и за границей. Так, НПО «Композит», отечественный производитель износостойких трубопроводов для гидромеханизированных работ, за 2023 год поставило в страны СНГ продукцию на 55 млн рублей.
Успехи есть и в такой высокотехнологичной сфере, как автоматизация. Так, компания «Нониус инжиниринг» полностью импортозаместила автоматическую систему мониторинга и управления техническим оборудованием на земснаряде «Лотос-1». В настоящее время компания ведет работу по трем другим земснарядам, которые в течение 2024 года пополнят состав администраций речных бассейнов.
Сложнее обстоят дела в сегменте робототехники. Все мы знаем, какой бум происходит в сегменте воздушных беспилотников, однако их «подводные собратья» пока развиваются значительно более медленными темпами. Так, по словам технического директора компании «Нониус Инжиниринг», руководителя робототехнического СКБ Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (СПбГМТУ, «Корабелка») Михаила Чемоданова, развитие подводной робототехники в России тормозится низким спросом, кадровым голодом и отсутствием компонентной базы.
Оттолкнулись ото дна
Конгресс «Гидротехнические сооружения и дноуглубление» — безусловно, главное отраслевое событие года, индикатор того, как развивается отечественная индустрия гидротехники и дноуглубления. Состоявшийся по итогам двух лет «адских санкций» конгресс показал — катастрофы от ухода западных партнеров не произошло. Проблем, однако, тоже много — и над ними предстоит серьезно и кропотливо работать.
Профильным министерствам и ведомствам стоит подумать о действенных мерах господдержки для создания национального дноуглубительного флота, предпринимателям — осваивать востребованные на рынке ниши, вузам — модернизировать образовательные программы, заказчикам — искать оптимальные технологические и логистические решения.