Важнее, чем "кошечки и собачки": в России разрабатывают схему помощи онкобольным сотрудникам
За последний год выражение «дефицит кадров» стало топовым. Из информационной повестки проблемы рынка труда не уходят уже несколько месяцев. Человек становится самым важным и дорогим ресурсом. Работодатели придумывают все новые «плюшки» для заманивания сотрудников, а аналитики советуют присматриваться к людям с инвалидностью, мамочкам в декрете и зекам. На этом фоне становится очевидным, что здоровье человека – это уже не его личная забота. Теперь благополучие сотрудника должно быть в интересах работодателя, если он хочет построить надежный бизнес. В связи с этим общественники и представители благотворительных фондов призывают работодателей подключиться к борьбе с онкологией и разработать алгоритмы поддержки сотрудников компаний, заболевших раком.
СтатистикаОнкология сейчас представляет одну из ключевых проблем, требующих внимания со стороны общественности, коммерческие компании – не исключение. Директор по коммуникациям Фонда семьи Тиньковых Мария Иванникова отмечает, что на сегодняшний день примерно 4 % населения России состоит на учете в онкологических диспансерах, не беря во внимание тех, кто уже был снят с учета после лечения.
«Хотя этот процент кажется небольшим, на деле это значительное количество сотрудников в компаниях. В фирме, где работает 1 тыс. человек, этот процент может превратиться в 40 человек. Если же рассмотреть компанию с 60 тыс. работников, то количество заболевших возрастает до почти двух с половиной тысяч пациентов.
Учитывая, что за каждым заболевшим стоит минимум пять человек, прямо участвующих в процессе лечения – это могут быть родственники, друзья или коллеги, общее количество людей в России, косвенно затронутых проблемой, достигает как минимум 20 млн.
Это вынуждает общество и специалистов обращать внимание на рост числа онкологических заболеваний и необходимость улучшения диагностики и повышения осведомленности как среди населения, так и в профессиональных кругах», - заявила Иванникова в ходе встречи представителей благотворительных фондов и бизнеса в Москве, на которой обсуждался принцип работы DEI (Diversity, equity, inclusion - многообразия, равенства и инклюзивности).
Названы самые распространенные онкологии в Свердловской области
Фонд семьи Тиньковых провел исследование об отношении в коммерческих компаниях к онкобольным сотрудникам. Результаты опроса показали, что 79 % респондентов сталкивались с онкологией среди близких, друзей и знакомых, в том числе 43 % отметили случаи заболевания среди коллег по работе. Такие данные указывают на высокую актуальность проблемы и необходимость разработки систем поддержки для заболевших сотрудников. 98 % опрошенных сотрудников считают, что работодатели должны оказывать поддержку онкобольным.
Среди способов поддержки респонденты выбрали:
предоставить гибкие условия труда (изменить график, снизить нагрузку) – 67 %; сохранить рабочее место – 55 %; предложить подходящее рабочее место внутри компании на время лечения или при возвращении – 51 %; предложить материальную помощь – 44 %; предоставить помощь с оплатой медицинских обследований, покупкой лекарств – 39 %.Руководитель проектов Фонда борьбы с лейкемией Людмила Писаренко подчеркнула, что борьба с онкологией в России – совместная работа НКО, государства и бизнеса. При этом общественники должны сконцентрироваться на изучении потребностей людей с раком, стигматизации темы онкологии и инвалидности. Задачи государства – выявлять случаи заболевания, составлять маршрутизацию пациентов, делать диагностику и лечение доступным, а также вести статистику. Бизнес же должен учитывать потребности сотрудников, больных раком, создавать программы поддержки таких работников.
Согласно исследованию, 60 % респондентов сталкиваются с проблемами на работе из-за своего диагноза.
38 % признались, что перед ними возникла проблема сохранения работы; 17 % столкнулись со сложностями при поиске работы из-за онкологии; 15 % заявили о проблеме сохранения зарплаты; 13 % испытывали трудности в общении с коллегами из-за диагноза; 11 % указали на проблемы во взаимодействиями с руководством.Писаренко подчеркнула, что человеку с онкологией жизненно необходимо чувствовать себя нужным и полезным. Поэтому пациентам важно сохранить работу.
«В работе с пациентами мы выявили основные потребности: дополнительное время для лечения, доступ к надежной информации, финансовая поддержка, возможность заниматься полезной деятельностью и психологическая помощь. Важно развивать культуру поддержки и открытого диалога, чтобы никто не оставался один в борьбе с заболеванием.
Важно стремиться к созданию прозрачных систем поддержки, в которых каждый сотрудник, столкнувшийся с онкологическим заболеванием, мог бы рассчитывать на помощь и понимание как со стороны работодателя, так и коллег. Работа благотворительных фондов и взаимодействие с бизнесом и государством могут существенно улучшить качество жизни пациентов и их близких, создавая условия для их поддержки и интеграции в общество», - заявила Писаренко.
Примеры и кейсыПока представители фондов и общественники обсуждают необходимость поддержки онкобольных со стороны работодателя, многие пациенты сталкиваются с негативными последствиями болезни. Нередко в компаниях начинается травля таких сотрудников, которая нередко заканчивается увольнением.
Представители Фонда борьбы с лейкемией собрали яркие примеры трудностей, с которыми столкнулись их пациенты на работе:
«Из-за плохого состояния здоровья было трудно работать физически»; «Лечение очень затянулось. В руководстве намекнули, что нужен человек, который выполнял бы работу, а не сидел на больничных»; «Проблемы с рабочим графиком из-за непредсказуемости течения болезни, любой клиент вызывает риск заболеть из-за ослабленного иммунитета»; «Частые больничные провоцируют риск заболеть из-за ослабленного иммунитета»; «Работодатель вынудил коллегу с диагнозом "рак лимфатической системы" из-за длительного больничного уволиться, коллега осталась без работы».
Основатель компании «Онкострахование» Сергей Катаргин отмечает, что сотрудники, столкнувшиеся с онкологией, оказываются перед множеством вопросов и страхов. Компании же сталкиваются с необходимостью найти баланс между желанием помочь и реальными возможностями поддержки.
«На основе моего опыта можно выделить три типичных подхода компаний к решению этой проблемы. Позитивный пример: компания вложилась в лечение сотрудника, обеспечив доступ к лучшим врачам и процедурам, и даже после трагического исхода разработала систему поддержки для всех сотрудников, включая финансирование лечения и сопутствующих расходов. Спорный случай: помощь оказывается только ключевым сотрудникам, что вызывает вопросы о равенстве и справедливости внутри компании. Негативный пример: полное отсутствие поддержки со стороны руководства, что приводит к негативным последствиям для имиджа компании», - говорит Сергей Катаргин.
По его словам, эти примеры подчеркивают необходимость разработки системных решений для поддержки сотрудников, столкнувшихся с онкологией. Эксперт уверен: важно не только предоставлять финансовую помощь, но и обеспечивать доступ к качественной информации, поддерживать морально и создавать условия для профилактики и ранней диагностики заболеваний.
БарьерыНесмотря на то, что многие компании готовы помогать сотрудникам с раком, работодатели говорят об отсутствии понимания алгоритмов оказания поддержки. С такой проблемой столкнулись 29 % компаний, отмечают представители Фонда борьбы с лейкемией.
14 % работодателей признались, что вообще не знали, как реагировать на новость сотрудника об онкологии, чувствовали себя неуверенно и некомфортно.
6 % HR-специалистов и владельцев компаний заявили, что узнали о раке коллеги случайно и были в растерянности, как начать разговор с заболевшим. 13 % респондентов боялись, что при оказании помощи одному сотруднику на компанию посыплются просьбы других по различным жизненным вопросам. 13 % работодателей хотели оказать финансовую помощь, но в компании не было отдельного бюджета под такие случаи.
В ходе встречи общественники, представители фондов и бизнеса составили список барьеров, которые мешают внедрить в компании алгоритмы оказания помощь онкобольным. Туда вошли:
бюджет (как просчитать сумму, сколько средств выделить и где их взять); страхи, суеверия, которые связаны с диагнозом «онкология»; отсутствие экспертизы (с чего начать работу); низкая вовлеченность сотрудников в тему онкологии; отсутствие превентивных мероприятий, акций о раке; нежелание помогать взрослым самостоятельным сотрудникам: стереотип, что помощь требуется только детям, «кошечкам, собачкам»; дефицит кадров, отсутствие ответственного за реализацию программы помощи онкобольным. ВыходОбщественники, представители благотворительных фондов и HR-специалисты в ходе встречи пришли к однозначному выводу, что компании сами должны быть заинтересованы в разработке схемы оказания помощи онкобольным сотрудникам. При реализации алгоритмов они оказываются в выигрышном положении, особенно сегодня, в условиях жесткого дефицита кадров, когда в центре оказывается главный ресурс – человек.
«Человекоцентричность – это подход в управлении компанией через создание среды, в которой опыт сотрудника является главный драйвером лидерства. Это сегодня главный драйвер в выработке сильного бизнеса. В развитии сотрудника здоровье и онкосопровождение – это базовый и фундаментальный слой», - отметила HR-специалист Юлия Зайцева.
При этом она отметила, что разработать универсальный алгоритм для всех коммерческих компаний невозможно. Схема оказания помощи будет отличаться на больших и маленьких предприятиях.
«Мы рекомендуем работать над системой с опорой на историю каждого сотрудника. Нужно видеть не среднестатистических мужчину или женщину, а огромное количество разных людей», - подчеркнула эксперт.
В «Онкостраховании» разработали краткую методичку, как компания может помочь заболевшему сотруднику. Если у человека нет ДМС, есть несколько способов оказания поддержки.
Для начала нужно понять, сможет ли компания выделить деньги на помощь сотруднику и в каком размере.
Если компания готова и не ограничена в бюджете, есть несколько вариантов оплатить лечение, которое может достигать 10 млн рублей:
через договор ДМС; через медицинскую компанию; через клинику; на руки сотруднику.Если работодатель готов потратить деньги, но немного - до 500 тыс. рублей, самый простой и лучший вариант — это выплатить доступную сумму сразу в качестве материальной помощи. Да, ее может не хватить на лечение, но сотрудник найдет ей достойное применение.
Если компания не готова выделить средства из бюджета, это непростая ситуация, но даже в ней можно помочь сотруднику:
организовать сбор денег среди коллег; спросить руководство о возможной личной помощи; оказывать информационную поддержку; быть лояльными, оказывать психологическую поддержку, не увольнять, изменять график и т. д.«Исходя из опыта, можно уверенно утверждать, что подход работодателя к поддержке сотрудника, столкнувшегося с онкологией, оказывает значительное влияние не только на благополучие этого сотрудника, но и на всю корпоративную культуру и имидж компании, а соответственно, и прибыль», - подытожил основатель компании «Онкострахование» Сергей Катаргин.
Как COVID связан с раком легкого, про вред вейпов и выживаемость - интервью свердловского хирурга-онколога