Наконец-то дождались: Самый крупный боевой ледокол в мире передадут ВМФ России уже в этом году
Одна из наиболее ожидаемых, захватывающих и противоречивых новинок, возводимых в интересах ВМФ, уже приступила к швартовым испытаниям, что означает только одно, - полноценный выход в море не за горами. Речь идет о главном судне проекта 23550 «Иван Папанин».
Что это за ледокол, чем он интересен и почему многие считают его противоречивым – обо всём этом мы сегодня поговорим.
Начнём с того, что перед нами один из крупнейших представителей надводных кораблей, построенных после распада Советского Союза. Судите сами – водоизмещение ледокола составляет внушительные 8500 тонн, что на треть больше, чем у фрегатов проекта "22350". Длина составляет почти 115 метров, а ширина почти 20. При этом процесс строительства шел по плану, без затяжек. На «Ивана Папанина» затрачено немного больше шести лет, что, хоть и долго, но надо помнить, что корабль - головной, и с ним всегда так. Следующий за ним ледокол «Николай Зубов» был построен заметно быстрее – всего лишь пять лет. Та же самая картина с параллельным проектом, строящимся в интересах ФСБ под кодовым названием «Ермак» – они немного отличаются от нашего главного героя, поэтому мы сегодня их не будем рассматривать.
Теперь перейдём к самому главному – вооружению, где и кроется основной вопрос. Согласно официальным заявлениям, предполагается установка так называемых модулей. Проще говоря, флоту передается корабль без вооружения, но с возможностью установки его самостоятельно – такая знакомая модульная концепция. С одной стороны, это решение можно считать положительным благодаря ряду преимуществ, которые получит ВМФ в случае успешной реализации. Во-первых, корабль будет строиться намного быстрее, как мы и видим уже сейчас. Во-вторых, он станет гораздо дешевле, что намекает на возможную крупную серию. И, наконец, в-третьих, в будущем вооружение можно будет комбинировать по обстоятельствам, реагируя более гибко на различные угрозы.Однако минусов тут тоже предостаточно. Главный и ключевой – технология пока еще не до конца отработана, и ее усовершенствование потребует много времени и денег, что поднимает вопрос о целесообразности и экономической эффективности. Второй момент – модули в металле никто пока что не видел, и существует риск получить крупные, но полностью безоружные ледоколы, задачи и возможности которых значительно ограничатся в основном снабжением.
Снова, данный факт легко может быть опровергнут тем, что контейнеры являются крайне опасным оружием, и не только с точки зрения их боевых способностей, но и в свете политических выгод для наших потенциальных противников. Широкое распространение данных "контейнеров" может привести к размещению аналогов NATO у нас под носом, причем на совершенно законной основе. Тем более, у американцев такие контейнеры уже существуют, и они проводят с ними испытания, хотя очень осторожно, чтобы не вызвать ответные действия со стороны Москвы и Пекина. В общем, эта тема очень глубокая, сложная и спорная, поэтому может быть правда следующая теория: "контейнеры" возможно уже есть в "металле" и, быть может, уже где-то хранятся, на всякий случай, но по вышеупомянутой причине это не объявляется широко. Отметим, что испытания они прошли еще в 2020 году и, кажется, успешно. Аналогичная ситуация была с "калибрами", когда все думали о 300 километрах дальности, но на самом деле было около 1600. И таких примеров множество, поэтому мы имеем в виду возможность вооружения "Ивана Папанина" этими контейнерами.
Но что это за модули? Если говорить о ракетных вариантах, то известно как минимум 3 варианта. Первый и основной - это для стандартных "калибров". Такой контейнер представляет собой запусковую установку для 4 ракет, что в целом неплохо, но можно сразу установить несколько таких контейнеров, о чем поговорим позже. Второй и третий варианты - это зенитные ракетные комплексы (ЗРК), один из них является "Редутом", а другой - "Панцирем-М". Говорить о их арсенале сложно, так как это очень закрытая тема, но для "Редута", вероятно, также как и для сухопутного "Витязя", доступно 12 перехватчиков семейства 9М96 с дальностью до 150 км, часть из которых можно заменить пакетом из 4 ракет 9М100 для ближнего радиуса. Другими словами, есть возможность комбинировать вооружение по своему усмотрению, в зависимости от угрозы. Но что происходит в мирное время, когда нет этих самых контейнеров? И вот здесь раскрывается второй и очень важный аспект ледокола.
ЧТО С ТОГО:
На первый взгляд, заметно, что этот большой корабль предназначен для перевозки большой грузовой ёмкости, что автоматически делает его полезным и эффективным судном для снабжения. И, как говорится есть, что снабжать - от корабельных группировок до удалённых северных баз, где стоят "Бастионы" и РЛС. С этой точки зрения всё довольно просто - он перевозит ракеты, припасы и другие материалы, и в опасный период сам становится боевым кораблём. И в дополнение, он может прокладывать путь для других представителей флота.
Подводя итог по ледоколу, отметим, что завеса тайны его возможностей опустится к концу этого года - скорее всего, летом он выйдет на испытания, а в декабре, по уже ставшей своеобразной традиции, "Ивана Папанина" передадут ВМФ. Тогда станет видно, как и для чего флот заказал два таких ледокола, а также возможное увеличение их серии.