Первый пошёл - крупнейший боевой ледокол "Иван Папанин" передадут ВМФ до конца года.
Одна из самых долгожданных, интересных и неоднозначных новинок, строящихся в интересах ВМФ уже приступила к швартовым испытаниям, а значит полноценный выход в море не за горами - речь о головном корабле проекта 23550 "Иван Папанин".
Что за ледокол такой, чем он интересен и почему многие считают его неоднозначным - обо всём этом мы сегодня и поговорим.
Приветствую на канале!
Начать хотелось бы с того, что перед нами один из самых крупных представителей надводных кораблей, построенных после развала Союза. Судите сами - водоизмещение ледокола составляет внушительные 8500 тонн, что на треть больше, чем у фрегатов проекта 22350. Длина почти 115 метров, при ширине почти 20. Причём процесс строительства не то чтобы затянулся - всё шло чётко по плану. На "Ивана Папанина" было затрачено чуть больше шести лет, что хоть и не мало, но стоит помнить, что корабль-то головной - с ними всегда так. Следующий за ним "Николай Зубов" уже заметно более быстрый в постройке - всего лишь пять лет. И ровно та же картина с параллельным проектом, строящимся уже в интересах ФСБ под шифром "Ермак" - они немного отличаются от нашего главного героя, так что сегодня затрагивать их не будем. Итак, с габаритами, сроками и прочим разобрались, теперь переходим к самому главному - вооружению, где и кроется главный вопрос. Согласно официальным заявлениям, предполагается установка так называемых модулей. Проще говоря, флоту корабль передают без вооружения, но с возможностью его дальнейшей установки самостоятельно - та самая, набившая оскомину модульная концепция. С одной стороны, решение можно считать положительным благодаря целому список бонусов, которые получит ВМФ в случае успешной реализации. Во-первых, корабль строится при таком подходе гораздо быстрее, что мы собственно и наблюдаем. Во-вторых, он куда дешевле, а значит есть намёк на крупную серию. Ну и в-третьих, в будущем вооружение можно комбинировать как угодно, в зависимости от сложившейся ситуации и реагировать на различные угрозы более гибко.
Но и минусов, само собой, навалом. Главный и ключевой - технология "сырая", и доводить её до ума нужно долго, и дело это затратное, что ставит вопрос о целесообразности и экономической эффективности. Второй пункт - модули эти в металле никто пока что не видел и есть все риски получить крупные, но абсолютно безоружные ледоколы, список целей и задач которых существенным образом снижается, в основном до задач снабжения. Опять же, данный нюанс легко можно парировать тем, что "контейнеры" - штука крайне опасная, и даже не с точки зрения её боевых возможностей, сколько бонусов на политической арене для наших вероятных противников. Широкое появление этих самых "контейнеров" может повлечь за собой размещение их НАТОвских аналогов у нас под боком, причём на совершенно законном основании. Тем более у американцев они уже есть, и они их испытывают, правда с одним нюансом - они также это делают очень аккуратно, дабы не спровоцировать ответ Москвы и Пекина. В общем, тема эта очень глубокая, сложная и спорная, так что вполне может оказаться правдой следующая теория - "контейнеры" вероятно существуют в "металле", и, возможно, где-то уже хранятся, на всякий случай, но по вышеуказанной причине это не афишируется. Отметим, что испытания они проходили ещё в 2020 году и вроде бы как успешно. Похожая ситуация была с "Калибрами", когда все думали о 300 километрах дальности, но в действительности оказалось около 1600. И таких примеров масса, так что имеем ввиду возможность оснащения "Ивана Папанина" этими самыми "контейнерами".
Но что же это за модули такие? Если говорить о ракетных вариантах, то всего известно как минимум 3 варианта. Первый и главный - это под стандартные "Калибры". Такой контейнер представляет собой пусковую на 4 ракеты, что в целом неплохо, но установить их можно сразу несколько штук, о чём поговорим чуть позже. Второй и третий вариант - это ЗРК, причём один из них это "Редут", а второй "Панцирь-М". Говорить об их арсенале трудно, так как тема крайне закрытая, но по "Редуту", скорее всего, как и у сухопутного "Витязя" 12 перехватчиков семейства 9М96 с дальностью до 150 км, часть из которых можно заменить пакетом из 4-х 9М100 ближнего радиуса. Иными словами, есть возможность комбинировать вооружение как угодно, в зависимости от угроз. Но что в мирное время, когда нет этих самых контейнеров? И вот здесь-то открывается вторая и очень важная сторона ледокола. Невооружённым взглядом заметно, что корабль крупный и явно предназначен для перевозки большого количества грузов, что автоматически делает из него весьма интересный корабль снабжения. А снабжать есть что - от корабельных группировок до удалённых северных баз, где стоят "Бастионы" и РЛС. С этой точки зрения всё довольно просто - везёт ракеты, припасы и прочее, а в опасный период сам становится боевым кораблём. А бонусом сверху может прокладывать путь другим представителям флота.
Подводя итог по ледоколу отметим, что завеса тайны его возможностей спадёт уже к концу этого года - скорее всего летом он выйдет на испытания, ну а в декабре, как это уже стало своеобразной традицией, "Ивана Папанина" передадут ВМФ. Тогда же станет видно, как и зачем флот заказал два таких ледокола, плюс ещё столько же ФСБ. Причём с возможным увеличением серии