"Девочка-вундеркинд и мёртвые души": Дело об "учительской" афере провалилось? Не тут-то было
Адвокаты защиты опешили, узнав, что гособвинение по громкому делу Раковой и Ко запросило солидные сроки для фигурантов. Так, для бывшей замглавы Минпросвещения Марины Раковой потребовали почти максимальный срок за мошенничество - 8 лет. Для еще шестерых фигурантов запросили сроки поменьше, но также с пребыванием в колонии.
Для бывшей замглавы Минпросвещения Марины Раковой гособвинение потребовало 8 лет наказания с отбыванием срока в колонии общего режима. Ей вменяют несколько эпизодов мошенничества, в том числе о фиктивном трудоустройстве сотрудников Минобрнауки в РАНХиГС.
Другому фигуранту громкого дела - экс-ректору "Шанинки" Сергею Зуеву — обвинение запросило не менее солидный срок в 6 лет и 6 месяцев. Остальным фигурантов дела ведомство предложило отправить в места не столь отдаленные на сроки от трех до шести с половиной лет.
Озвученное прокурором ходатайство о реальном наказании для фигурантов вызвало изумление адвокатов. В частности, защита недоумевает, почему гособвинение забыло обо всех смягчающих вину фигурантов обстоятельствах, в том числе явках с повинной, сотрудничестве со следствием и возмещении ущерба, передает "Коммерсант".
Хотя, отметим, еще год назад казалось, что дело Раковой, уличенной в аферах на миллионы рублей, сдулось и развалилось. Царьград детально рассказывал о том, как фигурантка благополучно вышла из СИЗО под запрет определенных действий.
В связи с нескрываемым ошеломлением адвокатов (которые, видимо, рассчитывали на снисхождение для подзащитных, раз уж тех ранее отпустили из СИЗО), стоит напомнить, на чем именно погорела Ракова.
Мошенничество по-крупномуБывшему замминистру Минпросвещения вменяют в вину несколько эпизодов мошенничества. Первый касается хищений средств в рамках реализации федерального проекта "Учитель будущего", подрядчиком которого была "Шанинка". Второй связан с хищением средств у РАНХиГС через фиктивное трудоустройство сотрудников в вуз.
По версии следствия, Ракова для этого вступила в сговор с Зуевым, который также занимал пост директора Института общественных наук РАНХиГС.
Третий эпизод связан с хищением средств Фонда новых форм развития образования при участии, как сообщили в МВД, гражданского мужа Раковой Артура Стеценко. Тому заплатили за услуги, которые не были выполнены.
Стоит напомнить, что "Первый русский" с самого начала внимательно следил за развитием этого громкого дела. Детальнее о завязке процесса - в нашем расследовании.
В рамках собственного расследования Царьград внимательно ознакомился с госконтрактами по проекту "Учитель будущего", по которым у следствия возникли претензии к Марине Раковой и её ближайшему окружению.
Непосредственно ФГАУ "ФНФРО", как мы выяснили, в 2019-м провело по "Учителю будущего" семь конкурсов, и общие затраты по конкурсам на "Учителя будущего" составили за тот год почти 250 млн рублей. И есть основания полагать, что сумма, которая фигурирует публично (искомые 52 млн плюс 9 млн зарплаты для гражданского мужа, который, по версии следствия, не должен был их получать), может вырасти. И значительно. Тем более, если учесть, что через ФНФРО прошли несколько миллиардов – ведь фонд занимался далеко не только проектом "Учитель будущего".
В числе того, что вменяют Раковой и Ко, - эпизоды, которые касаются незаконного получения фигурантами зарплаты и фиктивного трудоустройства 13 сотрудников Минпросвещения в Институт общественных наук и Федеральный институт развития образования. Данные учреждения являются структурными подразделениями РАНХиГС.
Как считает обвинение, "мертвые души" на протяжении нескольких лет не появлялись на работе, однако им выплачивалась зарплата.
"Девочка-вундеркинд"К слову, в нашем расследовании мы рассказывали о событиях в карьере Марины Раковой, напоминающие те, что случились в отношениях с "центрами профмастерства для преподавателей" в 2019-м.
У Марины Николаевны, напомним, удивительная биография. Родившись в 1983-м в городе Горняк Алтайского края– в семье прокурора и учительницы математики, она поступила в ту же гимназию, где преподавала её мама, и очень быстро прославилась как "девочка-вундеркинд": во всяком случае, позже она указывала, что в 13 лет успела открыть свыше 30 теорем в области планиметрии (правда, специалисты развенчали подобные утверждения, но она эти разоблачения высокомерно проигнорировала).
После окончания гимназии Ракова поступила в МГТУ им. Баумана. Спустя два года будущую заместительницу министра просвещения отчислили за многочисленные академические задолженности, хотя в официальной биографии она указывала престижный вуз в качестве места получения образования.
В том же 2002-м Марина Ракова основала ИП, но бизнес прикрыла налоговая — за "непредоставление документов".
В 2011-м она получила диплом Алтайской академии экономики и права. Трудилась директором фирмы "В гостях у сказки" и одновременно вошла в проект Агентства стратегических инициатив "Новая модель системы дополнительного образования". Затем, уже в Москве, куда она уехала после скандала из-за незаконной пристройки к зданию коворкинг-центра, Ракова занялась проектом "Кванториум": его отчего-то легко одобрили "наверху", а все регионы получили установку "всесторонне помогать" — финансированием прежде всего и выделением требуемых помещений. И снова была череда скандалов — с формальным открытием технопарков, которые впоследствии оказывались неработающими.
В 2016-м Ракова, которой только исполнилось 34 года, назначается на пост генерального директора Фонда новых форм развития образования. А спустя ещё пару лет её повышают до уровня замминистра просвещения. Снимал с должности Марину Ракову уже новый премьер-министр Михаил Мишустин в марте 2020-го.
Что с того?Надо отметить, что именно научная и консультационная деятельность является самой коррупциогенной во всей системе государственных закупок, и отнюдь не только в России. Оценить обоснованность трат на ремонт дороги или закупку халатов несложно, с интеллектуальным продуктом всё гораздо хитрее. Зачистка этого "рынка" совершенно необходима – по нашей оценке, она может сэкономить государству сотни миллиардов рублей ежегодно.