Худеют, толстеют и моют подъезды. На что идут звезды кино ради роли
Актерство — это искусство преображения, и не всегда только психологического. Иногда актеру приходится очень сильно постараться, чтобы стать похожим на своего персонажа, причем не только гримом, как это было в случае со «всесоюзной Бабой Ягой» Георгием Милляром. Кто-то худеет, кто-то, наоборот, толстеет, а кто-то и в тренажерный зал ходит, как на работу (впрочем, почему — как?). В мире первенство по таким преображениям принадлежит, пожалуй, британцу Кристиану Бейлу, про которого даже сложен соответствующий анекдот про то, что любой может быть похожим на голливудскую звезду. Он и килограммы скидывал и набирал десятками, чтобы не мелочиться, и хорошенько подкачивался для роли Бэтмена — в общем, такой самоотверженный труженик экрана. Но и в советско-российском кино были актеры, которые тоже были на многое готовы ради ролей.
Георгий Вицин — дед Мусий, «Максим Перепелица» (1955)
Вицину было не привыкать играть персонажей, которые не слишком соответствовали его реальному возрасту. Про дебют в кино есть разные сведения — впервые он появился на экране то ли в «Иване Грозном» Эйзенштейна, то ли в «Здравствуй, Москва!» середины сороковых. Но полноценная киноработа у Вицина началась в 1950-х, когда ему было уже 35 лет — и долгое время играл роли молодых людей. То Васю Веснушкина в «Запасном игроке», то 25-летнего Мишу из «Женитьбы Бальзаминова» (и это в 46 лет!). А в 1955-м Вицин совершил обратное превращение — сыграл глубокого старика деда Мусия в комедии про воина советской армии Максима Перепелицу. Узнать актера в этой роли очень сложно — и не только за счет грима. Впрочем, позже, когда Вицин стал Трусом из комедий Гайдая, даже такая маскировка его вряд ли спасла бы.
Элина Быстрицкая — Аксинья, «Тихий Дон» (1958)
Закончив кастинг на главные роли в экранизации романа Михаила Шолохова, знаменитый режиссер Сергей Герасимов поставил женской части актерского состава нетривиальную задачу — как можно быстрее преобразиться из столичных актрис в настоящих донских казачек. К поручению все они подошли очень ответственно и жители станиц, где проходили съемки, выбор Герасимова одобрили. А Быстрицкая потом вспоминала, что за неделю сумела набрать несколько лишних килограмм (ела сметану ложками) и привести руки в «рабочий» вид, для чего ежедневно мыла весь подъезд.
Анатолий Солоницын — Андрей Рублев, «Андрей Рублев»
Андрей Тарковский был очень требовательным и щепетильным режиссером и актеров набирал себе под стать. Первоначально на главную роль в «Рублеве» был выбран Станислав Любшин, но потом его сменил Солоницын — ради этих съемок он на время ушел из театра, а для одной сцены ему пришлось очень долго молчать (то ли месяц, то ли все четыре). Сцена ответственная — по сюжету, русский иконописец в Андроникове монастыре живет с обетом молчания несколько лет, а потом снова начинает говорить. Вот к этому моменту и готовился Солоницын, который даже с окружающими общался жестами.
Наталья Андрейченко — Мэри Поппинс, «Мэри Поппинс, до свидания» (1984)
На роль волшебной няни в музыкальную сказку по произведениям Памелы Трэверс режиссер Леонид Квинихидзе сначала выбрал Анастасию Вертинскую, но, по слухам, они не смогли сработаться. Тогда эту роль примерила на себя актриса Наталья Андрейченко, которая уже получила относительную известность после «Сибириады» и «Военно-полевого романа»; к тому же она была женой автора песен к картине, композитора Максима Дунаевского, который и порекомендовал её режиссеру. Правда, тот поставил условие — Андрейченко должна быстро похудеть на несколько килограмм, что для актрисы было настоящим подвигом, поскольку лишнего веса у неё и так не было. Но она справилась с этим, а потом покорила зрителей как настоящая «Леди Совершенство», ни в чем не уступающая сыгравшим эту роль западным актрисам.
Михаил Пореченков — Иван Поддубный, «Поддубный», 2013
Пореченков достаточно часто снимается в различных боевиках, он и прославился-то ролью Лехи Николаева в сериале «Агент национальной безопасности», а в 2008-м сыграл в фильме «День Д», который был ремейком «Коммандо» с культуристом Шварценеггером. Но чтобы достичь большего сходства с великим русским борцом, Пореченков серьезно, на 25 кг, увеличил мышечную массу — а ещё очень много, по 18 часов в день, тренировался с настоящими борцами из национальных команд. Актер рассказывал и о серии травм, которые получил во время съемок, после которых пришлось лечиться в зарубежных клиниках. Кстати, из-за особенностей кинопроизводства молодого Поддубного снимали уже в конце — и для этих сцен актеру пришлось сбрасывать весь вес, который он набрал.