По какому принципу одни станции метро открывают будто в чистом поле, а другие — в районах плотной застройки? И как это происходит
С 2011 года в столице открыли 114 новых станций метрополитена (в том числе три после реконструкции) и Московского центрального кольца (МЦК), еще 39 планируется создать в ближайшие 10 лет. Для этого необходимо 6 шагов:
Шаг первый: выбрать район
В первую очередь Институт генплана совместно со столичным Комитетом по архитектуре и градостроительству и другими городскими ведомствами выбирает участки, до которых метро еще «не доехало». Таковыми считаются все территории, не попадающие в зону доступности действующих станций и находящиеся от них в радиусе 2,5 километра.
После того как неохваченные территории определены, эксперты их анализируют. Например, если на них планируется построить новые жилые комплексы, деловые центры, больницы и школы, значит, спрос на транспорт вырастет, тут перспективно строить новые станции метро.
Станция «Юго–Западная» заработала в 1963 году в чистом поле близ деревень Тропарево и Никулино. Первое время возле нее паслись коровы, но район урбанизировали, и она превратилась в одну из самых востребованных в Москве. И сегодня станции метро порой открывают в уголках вроде бы пустынных. Но только тогда, когда вокруг развернулось строительство инфраструктуры. Так произошло со станцией «Саларьево»: после ввода в эксплуатацию вокруг нее появились городской вокзал и жилые кварталы.
Шаг второй: «прописать» и дать имя станции
Следующий этап — найти площадку. Станция должна находиться в шаговой доступности от существующих или перспективных жилых комплексов, производств, либо учебных заведений.
Когда у станции появилась «прописка», ей присваивают рабочее название. Как правило, оно связано с районом, известными людьми, в нем жившими, или с улицами, на которые выйдут вестибюли. Далее название обсуждают в Городской межведомственной комиссии, в которую входят историки, москвоведы, филологи, лингвисты. Они опираются в том числе на результаты голосования в проекте «Активный гражданин». Правительство Москвы утверждает название.
Шаг третий: закрепить участок за метрополитеном
Для будущей станции нельзя выбрать любое место на карте. В рамках Адресной инвестиционной программы для метро выделяют находящиеся в городской собственности участки или такие, собственность на которые не разграничена (на последние не оформлено право частной собственности, по умолчанию они принадлежат государству и могут быть выделены под строительство).При необходимости Москва принимает в собственность федеральные земли и недвижимость. Если перспективная территория принадлежит частному лицу или компании, город инициирует изъятие для государственных нужд. В таких случаях собственники получают равноценное возмещение.
Шаг четвертый: сконструировать «скелет»
На этом этапе задают четкие границы работ и параметры станции. Глубина заложения зависит от того, какие объекты расположены на поверхности. Под уличными магистралями метро может скрыться всего в 20 метрах. Так станции и создают чаще всего. Если сверху плотная застройка, спускаться придется ниже, как это было при сооружении «Марьиной Рощи» БКЛ, ушедшей на 70 метров под землю и ставшей второй по глубине после «Парка Победы».Если во время инженерных изысканий выясняют, что работы могут повредить объекты на поверхности, стройку переносят в другое место. А под землей тоннели должны обойти реки, коллекторы, различные коммуникации.
Затем специалисты продумывают количество вестибюлей, вид тоннеля (двухпутный длиной 10–12 метров или однопутный протяженностью до шести метров), тип станции (односводчатый, однопролетный, пилонный или колонный, закрытого типа или двухъярусная пересадочная). Среди колонных станций распространены трехпролетные, у которых два ряда колонн («Бульвар Рокоссовского», «Щелковская», «Планерная»). А однопролетные станции мелкого заложения («Волжская», «Марьино», «Ольховая») — это своего рода московский эксклюзив, таких нет в других метрополитенах России. Они не подразумевают колонн и других опор, главную роль в конструкции играют надежные материалы и расстояние между потолочными балками. Кроме того, выбирают вид платформы. Она может быть островной или береговой.
Когда проектировщики определились с площадкой и типом будущей станции, выбирают способ строительства: закрытый или открытый. Последний сегодня используют чаще всего. Так, специалисты разрабатывают котлован, в котором собирают «скелет» станции, после чего его засыпают грунтом, восстанавливая нарушенную земную поверхность.
Закрытым способом сооружают станции глубокого заложения. Его применяют и тогда, когда на поверхности слишком мало места для строительной площадки. Чтобы «нырнуть» к рабочему участку, прокладывают шахтный ствол. С его помощью спускаются и поднимаются люди, транспортируют грунт и строительные материалы.
Шаг пятый: разработать меры безопасности
Безопасность пассажиров будущей станции метро в приоритете. Поэтому эксперты оценивают риски и принимают индивидуальные решения для каждого объекта. Важно, чтобы исправно работали системы пожарной безопасности — оповещения, пожаротушения и дымоудаления, имелся эвакуационный выход. На станциях устанавливают системы видеонаблюдения, контроля и управления доступом.
Если тоннель пройдет под зданиями, архитектурными памятниками, парками или другими объектами, разрабатываются методы защиты от шума, вибраций и блуждающих токов (возникают в земле при ее использовании в качестве токопроводящей среды). Например, тоннели метро нередко протягивают под Московской железной дорогой. Тогда уплотняют грунт между наземным и подземным путями цементом, смолами, полимерами. А если в зоне, где уже есть метро, строят новое здание, в его фундамент укладывают виброизолирующие маты.
Шаг шестой: создать дизайн станции
Теперь архитекторы приступают к самой творческой части проектирования — разработке дизайна и навигации. Новая станция должна органично вписаться в облик города и при этом быть уникальной, не похожей ни на одну из сотен своих «сестер». Над этим трудятся архитекторы лучших проектных институтов.Для разработки дизайна некоторых станций проводятся открытые архитектурные конкурсы. К примеру, их организовали для «Мневников», «Терехова», «Марьиной Рощи», «Рижской», «Нагатинского Затона» и «Кленового бульвара» БКЛ.
На помощь проектировщикам сегодня приходят технологии информационного моделирования (ТИМ). В специальной программе создают цифровой аналог станции. К ней подключены все участники строительства. Проект обновляется в режиме онлайн, поэтому разные специалисты сразу же обращают внимание на изменения. ТИМ позволяют видеть все сложные участки строительства и не допустить ошибок в ходе работ.
Написал MySon на dorogi.d3.ru / комментировать