Актриса Анастасия Акатова: Основной урок Сергея Соловьёва – главное, ничего не играть
Анастасия Акатова родилась в Рыбинске. Окончила ВГИК, мастерскую знаменитого режиссёра Сергея Соловьёва. Зритель знает актрису по ролям в таких фильмах и сериалах, как «Закрытая школа», «Физрук», «Дизлайк», «Проигранное место», «Прекрасные создания», «Жуки», «Без тебя», «Гости из прошлого», «Иванько», «Паромщица», «Чужая стая», «Срок давности», «Даркнет», «Квартирка», «Кибер Иван», «Сергий против нечисти» и др.
С недавних пор Анастасия Акатова служит в Театре на Трубной. 13 декабря - премьера спектакля «Безумные влюблённые» по пьесе Лопе де Вега, где актриса играет одну из главных ролей.
- Настя, расскажите вкратце о своём персонаже в «Безумных влюблённых». И, кстати, это современная интерпретация пьесы, или присутствует «здоровый консерватизм»?
- Это комедия дель арте, и всё поставлено с соблюдением исторических реалий, мало того – мы говорим стихами! Мы долго искали форму спектакля и, наконец, пришли к какому-то знаменателю. Нереально сложно общаться в стихах, потому что нужно держать ритм, стиль и нужно, собственно, играть, проживать. Чтобы был понятен смысл, сюжет, и в то же самое время держалась форма стиха. У нас роскошные исторические костюмы, прекрасные декорации. Я играю главную роль, одну из влюблённых – Финису. Она руководит процессом, всё решает, именно из-за неё случается такой грандиозный переполох. Финиса влюбляется, и ей нужно поговорить с избранником, и она придумывает план, как всё это организовать…
Я готовилась к роли тщательно, у нас был довольно долгий «застольный» период, и мы с нашими режиссёрами много говорили о Лопе де Вега, про то время, что было, какие каноны и традиции. В общем, надеюсь, у нас всё получилось!
- Поговорим о кино. Вы снимались со многими известными актёрами – Дмитрий Нагиев, Юрий Стоянов, Камиль Ларин и другие. Кто произвёл наибольшее впечатление, чем-то поразил, чему-то научил?
- Юрий Николаевич Стоянов – мастер своего дела, он быстро включается в съёмочный процесс, а это очень важно для актёра. Делает всё практически с первого дубля, да ещё и со своей интерпретацией. Вот этому можно у него поучиться. У нас были прекрасные отношения на съёмках сериала «Гости из прошлого», мы часто договаривались со Стояновым о каких-то интересных изменениях в сценах – а давайте вот так, или так. Он, конечно, любитель посмешить коллег, всё время рассказывает какие-то весёлые истории и уже надо снимать, а Юрий Николаевич останавливает – мол, сейчас-сейчас, только дорасскажу! И все смеются…
На самом деле от каждого такого актёра можно что-то перенять. Просто глядя на то, как он работает, какая у него дисциплина, самоотдача. Конечно, у всех по-разному, но когда такого уровня артист появляется на площадке, ты понимаешь – вот пришёл Мастер!
- Вы, кстати, учились у знаменитого режиссёра Сергея Александровича Соловьёва. Какие у вас с ним были отношения?
- Мы много общались. Его основной урок – главное, ничего не играть!
- Серьёзно?
- Да. Или вот такая констатация от Сергея Александровича: «Ребята, если интересно, то интересно. А если не интересно, то – ну, неинтересно! Поймите же вы!» С ним всё было просто, он настолько понятно объяснял, плюс его неподражаемый юмор. И Соловьёв был как дирижёр, он нами дирижировал, и мы, как оркестр, играли музыку. Я сталась не прогуливать его мастер-классы и всегда слушала внимательно. Впрочем, его нельзя было слушать невнимательно.
- Недавно на одном из телеканалов с успехом прошёл сериал «Кибер Иван», где вы сыграли одну из главных ролей. Чем была интересна эта роль, какой характер пришлось играть?
- Мне всегда интересно играть девушку из богатой семьи. А там именно так. Я сама из простой семьи, у меня никогда не было особняков, яхт, дорогих машин. И эта роль на сопротивление. Моя героиня существует в протестном режиме, в борьбе со своим отцом, которого играет Камиль Ларин, она хочет показать себя очень взрослой, самостоятельной. Но у неё не получается, потому что она не знает, за что ухватиться. При этом она хочет иметь деньги, чтобы ей всё досталось от отца, но не желает ничего делать. И ещё этот неуместный и непонятный протест…
Вот моя Зоя в спектакле «Красавец мужчина» Театра на Трубной – ангел, вся такая лёгкая, летящая, добрая. А эта, в сериале «Кибер Иван» - вся такая взбалмошная, взрывная, непредсказуемая. Вначале она ещё ярко, вызывающе красилась, выпивала, тусовалась, и всё это для отца. Мол, папа, ты меня учишь жизни, а я буду делать, как хочу, вот так! Но при этом – дай денег! У меня просто такого никогда не было. Я у своего папы никогда ничего не просила.
- Дмитрий Астрахан, сыгравший роль отца «кибер Ивана», не на этих ли съёмках пригласил вас в свой Театр на Трубной, где он с недавних пор художественный руководитель?
- Именно так. У нас с Дмитрием Ханановичем были очень трогательные сцены. Я влюблена в его сына, который вынужден изображать робота, робот улетает в космос. Все думают, что он киборг, но мы-то знаем, что он человек…И вот Астрахан всё смотрел, смотрел на меня, на мои слёзы и эмоции, и в какой-то момент говорит: «Настя, а вы не хотите попробоваться в театр?» А театр у меня - идея-фикс! Но я сдержалась, чтобы не выплеснуть на него всю яркость красок, и отвечаю спокойно: «Да, почему бы и нет?». И я, кстати, не знала тогда, что Дмитрий Хананович – худрук Театра на Трубной.
Астрахан дал мне свой номер, попросил позвонить, чтобы договориться о прослушивании. Но в конце съёмок проекта «Кибер Иван» я заболела свиным гриппом, с серьёзным поражением трахеи. Три дня рядом с площадкой дежурила «скорая», потому что это было очень опасно. И я не могла в назначенный день позвонить. Когда набрала, извинилась за задержку, и Дмитрий Хананович назначил новый срок. Я пришла, мы поговорили, меня попросили сделать отрывок с одним актёром. Через неделю показались, и Дмитрий Хананович принял меня в труппу. И вот моей первой ролью в Театре на Трубной стала Зоя из спектакля «Красавец мужчина».
- Вернёмся к роботам. Как вы в жизни относитесь к высоким технологиям, искусственному интеллекту и т.п.? Ну не знаю, есть ли у вас дома робот-пылесос, например?
- Нет, у меня даже телевизора нет, представляете? Я вообще и с интернетом не в самых лучших отношениях. Ненавижу соцсети, не люблю что-то выкладывать туда, но заставляю себя, потому что понимаю: это тоже моя работа, часть профессии. Я должна рассказывать о своей жизни, чтобы это увидели режиссёры, продюсеры, кастинг-директора. И ещё у меня довольно много фанатов, только в одном «ВКонтакте» - 40 тысяч, их не бросишь. Но, в целом, я за живое общение, я даже по телефону не особо люблю разговаривать. Да, ещё я не люблю рекламировать всё подряд в своих аккаунтах. У меня есть реклама, но это только те продукты, одежда, электроника, которые мне нравятся, те бренды, которыми сама пользуюсь.
- Вот вы сказали про бренды, про одежду. В спектакле «Красавец мужчина» на вас шикарные наряды. Насколько комфортно вы чувствуете себя в старинных платьях с кринолином, корсетах, шляпках? Как быстро вы влетаете в образ, надев что-то подобное?
- Да, это очень важно. Даже на репетициях, когда ты играешь прошлый век, ту эпоху, у тебя ещё нет сценического платья, надо обязательно репетировать в юбке и в туфлях. Потому что в кроссовках будет другая пластика, ты будешь ощущать себя девочкой из подъезда многоэтажки. И старинные платья, конечно, помогают войти в образ. Насчёт комфорта, неудобно только тогда, когда бежишь на сцену по лестнице и нужно поднимать эту длиннющую юбку, потому что у тебя ещё что-то в руках, косметичка, например, и невозможно справиться с этим одной рукой. А у нас за кулисами сплошные лестницы с узкими извилистыми проходами. Я часто запинаюсь, падаю, встаю, бегу…
- А в жизни вы модница? Следите за тенденциями, гоняетесь за брендами?
- Не гоняюсь, но люблю дорогую качественную одежду, которая не изнашивается. Например, у меня есть свитер, который я долгое время носила, потом – моя подруга, и вот она мне этот свитер обратно отдала. Сейчас много российских дизайнеров, которые шьют из хороших тканей. Есть ателье Ксюши Оганесян в Москве, где я иногда одеваюсь.
- Мы упомянули искусственный интеллект, но и самообучение никто не отменял. Чему вы специально обучались для той или иной роли – профессии, ремеслу, каким-то навыкам?
- Я умею ездить на лошади, если у меня будет какая-то роль в историческом кино, я с этим справлюсь. Или вот играла стюардессу в одной картине, которая скоро должна выйти. Моя героиня не очень любит свою работу, потому что хочет стать актрисой и постоянно ездит на пробы на «Мосфильм»… Так вот, перед съёмками нас обучали в Центре подготовки, мы брали профессиональные уроки. Надо было, прежде всего, освоиться в самолёте, в его конструкции, всех приспособлениях. Вызубрить рассказ о технике безопасности, я и сейчас могу показать все эти жесты, которые девушки демонстрируют перед взлётом пассажирам, хотите?
- Нет, спасибо, я помню.
- Надо уметь общаться с людьми, которые пребывают на воздушном судне, знать, как вести себя в чрезвычайных ситуациях: мы спускались со всяких подъёмников, горок, даже «спасали» людей в бассейне. Весь курс ходили в «аэрофлотской» форме, чтобы привыкнуть и освоиться.
- В сериале «Гости из прошлого» герои перемещаются в разные времена – в языческую Русь, в пушкинскую эпоху, в 80-е годы прошлого века. Вам в каком времени понравилось, где хотели бы пожить некоторое время?
- Мне приглянулся 1985 год, СССР. Игровые автоматы позабавили, в частности. Почему-то очень запомнилась советская атмосфера. Был ещё XIX век, тоже прикольно. Красивые залы царских дворцов, высоченный потолок, свечи. Эпоха Александра II, я же потом за него замуж выхожу! Меняется ход истории, и моя героиня становится Кристиной Великой. Ещё был IX век. Там мне не очень нравился костюм – он был из современного века, нашего, дурацкий. Бегала по лесам в нём, и век мне не очень «зашёл». В общем, я голосую за 80-е. Туда зайти, упасть, зависнуть дней на пять – и обратно. Потому что мне, конечно, наше время нравится больше всего.