Студенты из Якутии рассказали о работе в поисковой экспедиции подо Ржевом
Нынешним летом студенты из Якутии побывали в военно-патриотическом лагере имени Героя Советского Союза Федора Охлопкова в Ржевском районе Тверской области, где приняли участие в молодежном поисковом форуме, посвященном 80-летию Ржевской битвы.
Лагерь этот построен по инициативе якутян и назван в честь «снайпера без промаха», воевавшего в тех местах. И там же погиб его брат…
«Прикосновение к истории»
– Из Якутии нас было 20 человек – студенты АГИКИ, СВФУ, АГАТУ и Чурапчинского института физической культуры и спорта, – рассказывает третьекурсница АГИКИ Валерия Саввинова. – Всего же с Дальнего Востока на форум приехали студенты десяти учебных заведений.
Одна девушка из СВФУ была уже во второй или третьей своей экспедиции, а мы все новички.
Всю первую неделю шла учеба. Работали во вторую. Где копать, показывали инструкторы, а когда наши парни наткнулись на неразорвавшуюся гранату, унесли ее для дальнейшего обезвреживания тоже они.
Именно в этом месте мы и нашли – сначала каски, потом – останки солдат. И там не только копать надо, но и пилить: 80 лет прошло, деревья уже сквозь кости проросли. А деревья большие – березы, дубы…
Дальний Восток поднял около десяти бойцов, но медальоны были лишь у двоих-троих. А так – каски, кружки, остатки обуви. И немецкий крест.
У нас, сказали, был самый результативный сезон. Но он же был самым неудачным в смысле погоды: каждый вечер лил дождь – как из ведра.
Подъем был в восемь, потом построение, с 11 до 16 часов работа с перерывом на обед, с 16-ти до 18-ти – свободное время, в 19 часов – баня, а с девяти – вечерние мероприятия, чаще – разные конкурсы. Состязались командами. Наша команда – команда Дальнего Востока – называлась «Танкисты». В конкурсах песен и танцев побеждали мы. Все восхищались якутскими костюмами и удивлялись, как мы после традиционного вступления в национальной одежде успеваем за десять секунд переодеться для современного танца.
А еще запомнилась реконструкция боев за Ржев: взрывы, треск пулеметов, бегущие в атаку падают, санитары их тащат. «Ни шагу назад!» – кричит командир, и красное знамя над головами в дыму взрывов… Это было прикосновение к истории, и к этому нельзя остаться равнодушным.
«Так далеко – впервые»
– В самом начале лежали мы у себя в палатке, вдруг крик «граната!» – и взрыв. Это было что-то типа учебной тревоги, – вспоминает третьекурсница Арина Макарова. – Каждый год АГИКИ отправляет студентов в такие поисковые экспедиции. Я впервые ездила так далеко. И впервые увидела человеческие кости.
Работали мы примерно в двух километрах от нашего палаточного лагеря. Сначала попадались только мелкие осколки, за целый день – ничего другого. Зато потом…
Все поднятые нами солдаты лежали совсем неглубоко: копни – и найдешь. И гильзы, гильзы, гильзы – бесконечное множество стреляных гильз, при виде которых понимаешь, какие жестокие тут шли бои.
Конечно, работать лопатой нам, девушкам, было трудновато, но знаете – нас ведь ставили в пример ребятам из других регионов. Они же все из городов, к тяжелой работе не привыкли совсем. Поэтому им говорили: «Посмотрите, как у якутов даже девочки с лопатами управляются!»
Правда, мы не целый день работали. Там ведь целая программа: занятия по НВП, медподготовка. Еще ездили в Москву, в Парк Победы, где есть музей с поисковой системой «Книга памяти» – там я нашла имена своих родных.
«Звенит на каждом шагу»
– Все там намного больше, чем у нас – деревья, кусты. А какая там крапива! – говорит третьекурсник Фадей Неустроев. – Облака над головой низко-низко. И погода переменчивая: только что солнце светило, а потом как хлынет дождь – и снова солнце сияет. Но после ливней все очень быстро высыхает, даже земля, так что работать это не мешает.
Сначала, правда, не было никаких находок, и мы уже думали, что ничего не найдем. И вдруг – неразорвавшаяся граната. Мы решили – пустая, только оболочка, а оказалось…
Самой крупной находкой был немецкий крест, какие их офицеры в фильмах на шее носят. А так там металлоискатель звенит на каждом шагу – осколки, гильзы. Но проверять надо все, потому что у солдата металла тоже много: винтовка, пряжка от ремня, ложка, значки. И надо быть готовым к тому, что кости человека могут лежать вразброс – столько лет прошло, а они лежали непохороненные под дождями, снегами, почва «ходила»…
– К такой влажности тяжеловато было привыкать, – вспоминает четверокурсник Матвей Попов. – Но ничего, привыкли.
И мы там много нового узнали. На НВП нас учили, как обращаться с оружием, и тактическим приемам тоже. А в реконструкции боя подо Ржевом участвовали ребята из нашего лагеря. И каждый вечер – командные состязания, разговоры по душам. Такое не забывается. С ребятами у нас сейчас и своя группа в ватсапе есть, общаемся. А Ржев теперь для нас – не просто точка на карте, а место, где защищали Родину бойцы, которых мы помогли предать земле.