Русская, помпейская, железная: известный печник рассказал о секретах разных печей
– Евгений, у вас династия печников?
– Она началась с меня. Сын со мной третий год работает. Мне 55 лет, в печном деле 20 лет, в него привели жизненные обстоятельства: семья большая – пятеро детей, супруга – надо было как-то кормить. Был знакомый, подрабатывавший в этом деле. Я человек по натуре любопытный, решил попробовать. Тот товарищ уже другим занимается, а ученик, как видите, прикипел.
Раньше работал и слесарем КПА, и электриком. Но к этой работе я равнодушен. А вот если печку кладу – другое дело. Она – это сердце дома, поэтому печники стараются, чтобы оно было здоровым, приносило радость, грело.
– На печников где-то учат?
– Есть курсы, где преподают печные азы: как класть кирпичи, делать раствор и тому подобное. Это вроде первого класса или даже «подготовишки». Понял: если проходить их, то только ради корочки, ничего нового я на них не узнаю. В печном деле не корочка все решает, а репутация.
– Вы работаете и на провинцию, и на столицу. Запросы у людей отличаются?
– В этом году добрались до Москвы, там делали мангал. Запросы у москвичей обычные, такие же, как у жителей Альметьевска, Нижнекамска, Набережных Челнов, Казани. Нормальные люди, без «столичных замашек». Запросы одинаковые: одни хотят, чтобы было тепло, вторые – чтобы готовить пищу, третьим нужно и то, и то. Год от года запросы бывают разные: в 2022 – больше было отопительно-варочных печек – шведок, в 2023 – русских печей. Мангалы просят делать каждый год.
– Почему?
– Барбекю сегодня распространились в связи с тем, что люди хотят жить в хороших условиях. Можно ведь из четырех кирпичей: поставить их на ребро, сложить мангал и пожарить шашлык. Но современные люди хотят, чтобы было красиво и функционально. Некоторые хотят готовить плов и шашлык, другие планируют печь пироги, у третьих – коптилка. Есть и такие, кто хотят все это объединить.
– В последние годы люди увлечены тандырами.
– Со временем они начинают понимать, что это далеко не лучший вариант, так как многие блюда в тандыре не приготовишь. То, что продается в магазинах (глиняные горшки), – бюджетный, самый дешевый вариант. Если приезжает печник, делает стационарный вариант, это дорого.
– Говорят, что сейчас в моде итальянские печи?
– Помпейская печь – это больше дань моде. Небольшой процент людей ее заказывают. Она пришла к нам из Италии – специализированная печь, предназначенная для приготовления пиццы. Конструктивно устроена как полусфера. Бывает высокая, пониже, разная в диаметре, в зависимости, сколько пицц готовить. По конструкции очень простая, в изготовлении сложная: каждый кирпич пилится минимум в четырех плоскостях. Ее особенность в том, что она дает равномерный прогрев. Но она малофункциональная.
– Русская печь схожа с помпейской?
– Русская печь в этом отношении близка к помпейской, но более универсальна. Там внутренняя часть полукруглая, напоминает форму бочки. Отсюда и равномерное приготовление разных блюд.
– У вас есть печь, вы живете в доме?
– Пока я сапожник без сапог, живу в квартире. Дети еще маленькие, их нужно водить в школу, в черте города это делать удобнее. У нашей семьи есть участок с домом и баней. В бане есть выложенная своими руками печка, топится на дровах.
– Если заговорили про банные печи, то сейчас люди выбирают вместо кирпичных железные?
– Есть такая тенденция. Наше время – это век скоростей, все живут бегом. Но те, кто попробовали кирпичную печь, на другую не согласны, они настоящие гурманы. В среднем, такая баня готовится полдня. Чтобы набралась температура, чтобы баня согрелась, чтобы печь настоялась. Железная печь хороша тем, что через 10 минут от нее уже идет жар, помещение быстро согревается. Но также быстро остывает. Кроме того, когда металл раскален, он сжигает кислород, что не совсем полезно для человека. Еще железо обладает инфракрасным излучением, если находишься слишком близко от него, чувствуешь себя, как «курица гриль». Кирпичная печь дольше нагревается. Правильно сконструированная печь может до суток отдавать тепло. Кирпич – природный материал, близкий к человеку, от него чувствуется не инфракрасное излучение, а мягкое тепло. Даже если прижмешься к такой печи, не обожжешься, а будешь получать тепло. И она не сжигает кислород.
В бане с кирпичной кладкой печи пар получается более легкий, не сжигается кислород. Там легко дышится.
– При изготовлении печи какие этапы нужно соблюсти?
– Вначале нужно постараться услышать человека, что он хочет. Следующий этап – нарисовать хозяину будущую печь, чтобы он увидел ее воочию. Позже приступаешь к работе. С наличием проекта количество материала высчитывать легче – меньше затрат, нет переплат за несколько лишних поддонов кирпича.
– Камины изготавливаете?
– Сразу человека предупреждаю, что камин – больше эстетика, красота, а как отопление – слабовато. По факту это костер, который горит в небо. Но для тепла души можно.
– Откуда брать хороший кирпич?
– Лучше кирпич ручной формовки. Можно и на Кирово-Чепецком кирпичном заводе, но они грешат непостоянством: у них бывает то хорошая партия кирпичей, то не очень. Чайковский завод – бюджетный вариант. Из Челябинска тоже заказывают, но они также грешат. Последнюю печь клал из розового кирпича, третий поддон оказался с браком, с внутренними трещинами. При выборе кирпича помните, что он должен быть полнотелым, без отверстий внутри. Такой лучше набирает тепло, дольше держит его, меньше разрушается от воздействия высоких температур.
– Во сколько сейчас обойдется печь?
– Где-то 130-150 рублей за кирпич, исходя из этого складывается цена печи. Есть печи, где 500 кирпичей, есть, где несколько тысяч. В стоимость входит также и опыт, работа печника. Стоимость колеблется и от сложности работы, от размеров печи: например, помпейская обойдется в 150 тысяч рублей и выше.
– По времени сколько кладется одна печь?
– Три недели. В среднем, если по правилам все делаешь, выходит не больше 100 кирпичей в смену. У печника работа пыльная, грязная, тяжелая. В нее не за рублем приходишь, а именно за тем, что ты любишь эту работу, делаешь ее с удовольствием.
– С каким клиентом вы не будете работать?
– Иногда бывают люди, которые дают тебе понять, что они заработали много денег, поэтому все знают, понимают, умеют. Они пытаются навязать то, что делать нельзя. Мы, печники, руководствуемся СНИПами, где прописаны противопожарные нормы. Если тебя склоняют к нарушениям, то мудрее – отказаться.
– Были ли необычные запросы?
– Они все необычные, каждая печь индивидуальна. Я всегда говорю: «Мы пришли, сделали, ушли, а вы с этим будете жить. Хочется, чтобы вы вспоминали о печниках добрым словом». Из запомнившихся заказов – бабушка, у которой газа в доме не было, поэтому попросила выложить кирпичную печь на дровах. Сказала, что будет брать кредит. Посовещавшись с сыном, мы подарили ей печку – изготовили бесплатно. Взяли только за дорогу и еду.
– По долговечности как?
– Вечного ничего нет, к сожалению. За 20 лет моей работы ко мне обратился только один человек, который топил банную печь практически каждый день. При такой эксплуатации она прослужила семь лет, хороший срок.
– У печников есть приметы или суеверия?
– Во что человек верит, то и случается. Не придаю значения всем этим суевериям. Это не больше, чем человеческое, надуманное. В моей практике заметил, что на некоторых объектах работа делается легко и быстро. Но иногда бывает так, что одну печь несколько недель делаешь, и такое чувство, будто руками гору толкаешь. Не знаю почему, пока на это не могу дать ответ. Многие печники замечают это.
Фото из личного архива Е. Запускалова