Минюст предложил допускать в суд только профессиональных адвокатов
А не просто юристов, в том числе корпоративных. Министерство юстиции разрабатывает концепцию судебного представительства, которая оставит возможность представлять интересы клиентов не только в уголовном, но и в административном и гражданском процессах только адвокатам с лицензиями. Почему такой подход вызывает много споров?
О том, что защитниками в судах должны выступать только лица, имеющие официальный статус адвоката, министр юстиции Константин Чуйченко заявил, выступая в Госдуме. Он выразил уверенность в том, что будущее в судебных процессах принадлежит исключительно профессиональным представителям. Как основной институт для участия в судебных процессах рассматриваются адвокаты, деятельность которых подразумевает прохождение профессионального экзамена и соблюдение соответствующего кодекса поведения.
Однако есть много высокопрофессиональных корпоративных юристов, которые по закону не могут иметь статуса адвоката, так как они работают на те или иные компании, отмечает адвокат Московской областной палаты адвокатов Алхас Абгаджава:
Алхас Абгаджава адвокат Московской областной палаты адвокатов «Естественно, все преподносится как забота о людях, дескать, если только адвокаты будут представлять интересы людей в суде, качество этого представительства будет выше по сравнению с обычными юристами. Честно говоря, даже будучи адвокатом, я не очень с этим согласен, потому что качество услуги определяется не статусом человека, а его стремлением что-то сделать с настойчивостью. Я встречал очень много юристов, не имеющих адвокатский статус, они великолепно выступали в арбитражных судах, коммерческих спорах. Возникает масса других вопросов. А как быть представителям корпораций, государственных компаний, просто фирм, где есть свой юридический отдел? Там адвокатом нельзя работать на другой работе, кроме преподавательской или научной».
В ходе разработки концепции возникла идея, что это ограничение можно обойти. Выход — стаж, наличие которого может создавать исключение для допуска в процесс, указывает управляющий партнер московского адвокатского бюро «РИ-Консалтинг» Елена Гладышева:
Елена Гладышева управляющий партнер московского адвокатского бюро «РИ-Консалтинг» «Эта инициатива не касается исключения юристов, в том числе корпоративных, из судебной системы. Инициатива предполагает создание единого реестра профессиональных квалифицированных юристов, в который автоматически войдут адвокаты, а также корпоративные юристы, имеющие стаж от десяти лет. [Михаил] Барщевский, один из авторов этой инициативы, мне лично подтвердил, что эта инициатива направлена на соблюдение статьи 48 Конституции Российской Федерации — получение гражданами квалифицированной юридической помощи. Людям, которые кричат о том, что так нельзя, адвокатской монополии нет, мы говорим о том, что для представления интересов граждан необходимы квалификационные подтверждения».
Практика представительства в судах без статуса адвоката существует в ряде страна. В США в некоторых штатах судебные представители без статуса адвоката называются процессуальными агентами либо представителями по делам без адвоката, но тип дел, в которых они участвуют, ограничен. Нечто подобное существует также в Англии и Уэльсе, где есть категория правовых консультантов, которые могут предоставлять юридические услуги и участвовать в судебных процессах. Однако они должны быть зарегистрированы в так называемом совете правовых консультантов. Похожая система действует также в Германии, Индии и Нидерландах.
Ключевой вопрос — кто ведет подобные реестры: государство или саморегулирующиеся организации, считает управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов:
Федор Трусов управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» «Для адвокатуры очень болезненная тема. Сколько я себя помню, об этом постоянно говорят. В последнее время мошенничество на рынке услуг вышло за все разумные пределы. Пенсионерам, социально уязвимым слоям населения предлагают все что угодно, даже начинают судиться с Пенсионным фондом России, чтобы повысить себе пенсию или избавиться от долгов. Но при этом здесь есть очень большой риск попасть в еще большую зависимость от государства, от Министерства юстиции. Сейчас адвокатское сообщество все-таки самоуправляемое. Федеральная палата адвокатов — это адвокатские палаты субъектов федерации, хоть какая-то есть независимость. При проведении госмонополии на судебного представителя я ожидаю, что будет ужесточен контроль со стороны государства».
Министр юстиции Константин Чуйченко пообещал предоставить готовую концепцию судебного представительства на Петербургском международном юридическом форуме, который должен пройти летом 2024 года. Однако многие специалисты выражают сомнение, что за столь короткое время можно выработать столь сложный документ, который удовлетворит большую часть юридического сообщества.
Business FM обратилась за комментариями к Министерству юстиции, но ответа на момент публикации материала не получила.