Честное тренерское. Михаилу Кравцу – 60 лет
В непростое для «Авангарда» время оказался в Омске Михаил Кравец, турбулентности в клубе за последний год только нарастала, и непосредственно команду это не могло не затронуть, а главного тренера эксперты вовсе объявляли «запасным».
А Кравец работает, не обращая внимания на досужие разговоры и пертурбации, ведет себя так, словно в запасе у него не сезон (на самом деле уже гораздо меньше), а много лет впереди. Это делает честь ветерану в ранге дебютанта, если иметь в виду его работу главным тренером в топ-клубе. Ну так он сам этого хотел, а кто не хочет из представителей самой жесткой и уязвимой спортивной профессии? Поэтому за тем, как в «Авангарде» обстоят дела у Михаила Григорьевича, пристально следят не только эксперты и аналитики, а вся хоккейная общественность, каждый шаг, каждый матч отслеживается и препарируется, часто с далеко идущими выводами, что дало повод главному тренеру мягко заметить о переборе с давлением на клуб.
И тут посреди всего этого «Авангард» выдает выездную победную серию, увозя полноценные очки в том числе из Санкт-Петербурга и Москвы, где на десерт повержен действующий обладатель Кубка Гагарина. Признаки эйфории тем не менее отсутствуют, Кравец привычно отдает должное подопечным, особо выделяя игровую дисциплину, упирая на то, что в победах нет никакой неожиданности – все результат большой и кропотливой работы команды и каждого в отдельности.
#NEWSINTEXT1#
От Михаила Григорьевича не дождаться словесных эскапад, неожиданных сравнений, резких оценок и чего-нибудь остренького. Он ведет себя как представитель старой школы, оставляя в стороне разного рода детали и подробности, которые, как нынче считается, особенно привлекают публику. Тут он вполне предсказуем, достаточно скучен и даже банален на фоне более молодых коллег, но умение увлекательно изъясняться совсем не предполагает умения делать дело, то есть непосредственно строить команду и ее игру.
Вызов действительно самый сложный в тренерской карьере фигуранта, которой, между прочим, уже два с лишним десятка лет. Но кто раньше знал, что есть такой тренер по фамилии Кравец кроме специалистов, и непосредственно болельщиков команд, в которых он работал? Даже когда его как главного тренера представляли в «Витязе», прозвучало нечто вроде «не знаем такого». Михаил Кравец отреагировал спокойно, пояснив, что к ассистентам особо и не присматриваются, а он выше помощника поднимался только в работе с молодежью.
Он не ждал своего часа – он к нему готовился всей своей непростой карьерой. Мало быть просто хорошим тренером, мало получать хорошие отзывы, мало даже добиваться приличных результатов – это все не является непреложным основанием для того, что тебя заметят, пригласят, и будут доверять, несмотря ни на что. «Витязь» Кравец принял после успешного сезона в «СКА-Нева», ничего особенного от него в Подольске осенью 2019-го не ждали, а он с командой рванул так, что про «Витязь» и его нового главного тренера писали даже больше, чем в пору бойцовских «подвигов» подмосковного клуба. Команда выдала серию из десяти побед, обыграла чуть ли не всех лидеров, сама побывала на вершине, а сказка кончилась только тогда, когда в Подольске лишилась троих ведущих игроков. Кравец к такому оказался не готов, а кто может быть готов, если резко нарушаются привычные связи, и атмосфера внутри коллектива меняется с оптимистичной на умеренную? Месяц-другой-третий «Витязем» восхищались, потом недоумевали, а к весне о былом интересе и не вспоминали.
Это тоже был опыт – как следует держать удар. Перебрасывая мостик к нынешним событиям – после прошлого сезона «Авангард» лишился нескольких лидеров, после чего недавних обладателей Кубка Гагарина сходу записали в середняки, и чуть ли не в аутсайдеры. Но главный тренер, сам вроде бы державшийся на ниточке, уже всеми отправленный в неизвестность, оставленный по остаточному принципу, навязанной панике не поддался – потому что опыт пережитого не просто смягчает удары, а помогает искать и находить выход. За спиной уже была не только работа в «Витязе», а затем и в «Амуре», где он привычно начинал в качестве помощника, и уже по ходу сезона стал главным, повторяя этот путь и в «Авангарде» на другом уровне ответственности.
#NEWSINTEXT2#
Раньше тоже много чего было, и в основном жизнь крутилась вокруг работы в родном для него Санкт-Петербурге. Начинал играющим тренером в питерском «Спартаке», после тренировал молодежные команды, в системе СКА однажды возглавил главную команду – правда, всего на месяц с небольшим, приняв «эстафету» от Милоша Ржиги, и сдав пост Юкки Ялонену. С Ржигой получалось не очень, с Ялоненом проблем не возникало, и одновременно с уходом финского специалиста ушел и Кравец – в «Сочи», и снова ассистентом, на этот раз к Вячеславу Буцаеву.
Однажды отвечая на вопрос о тренерах-учителях, Михаил Кравец назвал двоих – своего первого тренера Сергея Николаевича Боброва и главного творца второй в истории бронзы ленинградского СКА Валерия Васильевича Шилова. Это не означает, что он не учился у других специалистов, просто это был уже другой род учебы – в непосредственной практической работе. Когда-то накопление опыта должно было перейти в новое качество, его считали тренером работоспособным, умеющим быстро находить контакт с подопечными и ставить игру на вверенном участке работы, но чем дальше, тем больше его считали специалистом второго плана, а быть «вечно вторым» Кравец не собирался. Он же упорный и амбициозный, хотя амбициозность до поры до времени казалась скрытой.
А упорство – это еще со времен игровой карьеры, даже со времен детства, с Купчино, и всех лет в ленинградском армейском клубе. Миша Кравец не обещал стать звездой, но чего у него было не отнять, так это отменной физики и боевитости, а технические навыки и тактические умения пришли и развились уже по ходу процесса. В молодежной команде СКА он уже был заметной фигурой – правда, прежде чем попасть в состав основной команды, пришлось «дозревать» в «Ижорце», но он твердо знал, что обязательно будет играть за родную команду, что к середине 80-х и произошло. Возглавляемый Валерием Шиловым СКА как раз набирал ход, обивая порог пьедестала почета, и уже на второй год пребывания в команде Михаил Кравец завершил сезон третьим снайпером с 16-ю заброшенными шайбами. Но главное, что третьим во второй раз в своей истории стал СКА – для 1987 года это еще было равноценно золоту.
В бронзовый сезон ленинградцы вложились так, что на большее сил у них не осталось от слова «совсем» – чем ближе были 90-е, тем ниже опускался СКА, и цепляться за команду тем, кто хотел чего-то еще добиться, уже не было резона. Тем более что Михаил Кравец при том, что не находился в первых рядах, на примете у скаутов уже был еще и потому, что его заметили в играх второй сборной СССР на международном турнире на призы газеты «Ленинградская правда», логичным продолжением стал выбор в 12-м раунде клубом-новичком НХЛ «Сан-Хосе». Так к своим 27 годам Михаил Кравец получил шанс попасть в Северную Америку на законных основаниях и в клуб, который так или иначе был в нем заинтересован. Интерес, правда, быстро исчерпался не в последнюю очередь потому, что практически у любого клуба НХЛ выбор советских мастеров был неограниченный – достаточно того, что вслед за первопроходцем (а Кравец был именно первым советским легионером в «Сан-Хосе») клуб подписал Игоря Ларионова и Сергея Макарова, звезд мирового уровня.
Но Михаил Кравец тоже вошел в историю, поучаствовав в первой в истории победе своего нового клуба над «Калгари» (4:3 в овертайме) и двумя бросками в створ, что было неплохо для дебюта, но маловато для того, чтобы убедить тренерский штаб в своей необходимости. История во многом типичная для наших игроков того поколения, особенно не звездных. Кравец отправился в «Канзас Сити» с перспективой быстро вернуться, но возвратиться получилось всего один раз, когда через год его подняли снова ради одного матча с «Детройтом», который закончился поражением «Сан-Хосе».
Список клубов, за которые Михаил Кравец выступал, колеся по Северной Америке, выглядит внушительно – полагаю, по количеству пройденных североамериканских команд Михаил Григорьевич точно в первой десятке отечественных игроков, шедших тем же путем. Американскую эпопею форварда можно описать и как скитания, но Кравец так не считает – он всюду играл с удовольствием, им были довольны практически в каждом клубе, так что карьера отнюдь не была загублена.
В США он с самого начала усвоил две вещи – надо не уступать в единоборствах, и уметь постоять за себя и партнера в случае, когда никакого другого аргумента, кроме драки, уже найти невозможно. Он везде достаточно много забивал, а особенно отдавал, и при этом всегда был одним из лидеров по части набора штрафных минут.
Когда в начале столетия пришла пора возвращаться, Кравец, конечно, приехал домой в Санкт-Петербург, и даже помог родному СКА не упасть ниже, сыграв несколько матчей в переходном турнире. Но доигрывал уже за местный «Спартак», причем в качестве играющего тренера, плавно переместясь в главные тренеры, с чего и началась тренерская карьера. До главного тренера команды КХЛ оставалось пройти дистанцию в 17 лет.
Поздние тренерские дебюты на высоком уровне всегда интересны, самый свежий и самый экстраординарный пример – это дебют Игоря Ларионова в качестве главного тренера нижегородского «Торпедо». А Михаил Кравец в качестве главного тренера клуба КХЛ уже по крайней мере четыре года как не дебютант. Как он сам говорит, когда его спрашивают о методах и стилях, «я разный», а какой он в качестве рулевого большого корабля в штормовом море, покажет весна.
До нее Михаил Кравец, несмотря на все разговоры, должен дотянуть. И в любом случае не боится, что останется без работы, потому что в другом качестве, кроме как тренера, он себя не представляет. Завидная уверенность.
Досье
Михаил Григорьевич КравецРодился 12 ноября 1963 года в Ленинграде. Советский и российский хоккеист, тренер. Мастер спорта.
Карьера игрока: 1978-1982 – СКА (Ленинград), молодежная команда; 1982-1985 – «Ижорец», 1985-1991 – СКА, 1991-1992 – «Сан-Хосе Шаркс», 1991-1994 – «Канзас Сити», 1994-1995 – «Детройт Вайперз», «Миннесота Мус», «Сиракьюз Кранч»; 1995-1996 – Уичито Тандер», «Милуоки Эдмиралс»; 1996-1998 – «Луизиана Айсгейторс»»; 1997-1998 – «Батон Руж», «Нью-Орлинз Брасс»; 1998-2000 – «Миссисипи Си Вулвз», 1999-2000 – «Арканзас Риверблейдс»; 2000-2002 – «Спартак» (Санкт-Птербург), 2001 – СКА (Санкт-Петербург).
В чемпионатах СССР – 216 матчей, 65 заброшенных шайб и 63 голевых передачи. В Интернациональной хоккейной лиге – 259 игр, 50 голов и 141 передача. В хоккейной лиге Восточного побережья – 222 матча, 71 шайба и 161 передача. В Центральной хоккейной лиге – 37 игр, 14 голов и 57 передач.
Достижения игрока: Бронзовый призер чемпионата СССР 1987.
Карьера тренера: 2001-2002 – «Спартак» (Санкт-Петербург), играющий тренер; 2002-2006 – «Спартак» (Санкт-Петербург), 2008-2009 – СКА-1946, 2010-2011 – «Серебряные Львы» (СПб); 2011-2012 – СКА-1946, 2012-2014 – СКА (Санкт-Петербург), ассистент; 2012 – СКА, и.о. главного тренера; 2014-2017 – ХК «Сочи», ассистент; 2017-2018 – «КРС Хэйлунцзян», 2018-2019 – СКА-Варяги, СКА-Нева, 2019-2021 – «Витязь» (Подольск), 2021 – сборная Белоруссии, ассистент; 2021-2022 – «Амур» (Хабаровск), ассистент, 2022 — — «Авангард», ассистент, 2022 — н.в. — «Авангард»;
Достижения тренера: Бронзовый призер чемпионата России 2023.