Дилеры не хотят торговать дешёвыми отечественными авто
Вокруг предложения Национального автомобильного союза (НАС) ограничить комиссии дилеров при продаже машин развернулись баталии
В организации утверждают, что продавцы наживаются на покупателях: прибыль дилеров во многих случаях превышает норму из-за введения комиссии на разные услуги, поэтому приобрести автомобиль по рекомендованной заводской цене почти невозможно. Против нерыночного регулирования отрасли выступили как сами продавцы, так и производители.
НАС обратился в Минпромторг, Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и Центральный банк с просьбой ограничить комиссию дилеров за оформление автокредитов с 9 до 4 процентов. В заявлении отмечается: «Автокредиты обходятся россиянам всё дороже, ставка зачастую превышает 18 процентов». В автосоюзе подчеркнули, что повышение ключевой ставки – далеко не единственный фактор роста цен:
«Комиссия за оформление кредита у крупных автомобильных дилеров достигает 9 процентов от размера кредита. Также необходимо ограничить размер комиссии за оформление кредита на уровне других каналов продаж, где размер комиссии не превышает 4 процентов».
В беседе с «Октагоном» вице-президент НАС Антон Шапарин подтвердил, что уровень комиссий дилеров подчас поражает. А для повышения прибыли в автосалонах навязывают услуги, которые не нужны большинству потребителей.
– Цель одна – получить дополнительную прибыль. Аналогичная ситуация складывается с кредитами: комиссия включается в кредит, чтобы заработать дополнительные 9 процентов на реализуемом автомобиле, – говорит Шапарин.
Жаждой получить как можно более значительную прибыль эксперты рынка объясняют отсутствие дешёвых (по меркам текущей ситуации на рынке) версий автомобилей.
Где дешёвые машины?
В рекламе авто и на сайтах производители обычно указывают рекомендованную цену – оптимальную стоимость товара. Её формирует предприятие-изготовитель и в договоре поставки товара предлагает розничным продавцам чаще как рекомендацию. Но можно ли приобрести авто по заводской цене?
В пресс-службе «АвтоВАЗа» заявили, что на сегодняшний день нет никаких сложностей, чтобы купить автомобиль по рекомендованной цене. Представители концерна добавили: покупатели могут воспользоваться инструментом онлайн-покупки, в рамках которого предусмотрена дополнительная выгода.
Между тем вице-президент НАС Антон Шапарин усомнился в том, что действительно можно приобрести все модели Lada по заводской цене. Журналисты «Октагона» обратились к нескольким официальным дилерам «АвтоВАЗа» в Москве и регионах, но не смогли отыскать седан Lada Granta по заявленной цене 699 900 рублей. Не нашёлся и седан Lada Vesta по рекомендуемой розничной цене 1 239 900 рублей. В автосалонах пояснили, что речь идёт о минимальных комплектациях. Один из менеджеров признался: как правило, машины в базовой версии никто даже в глаза не видит. Его коллега в другом столичном автосалоне предложил заказать машину по минимальной стоимости, добавив, что срок поставки может составить от четырёх до пяти месяцев.
Руководитель одного из автосалонов в Поволжье в приватной беседе рассказал «Октагону», что продавать базовые версии автомобилей по рекомендованной цене дилерам нет никакого смысла:
– Это бизнес, а не благотворительность. На базовой версии мы практически ничего не зарабатываем. Поэтому на машину «навешивают» допы: это может быть защита картера, антикоррозийная обработка кузова. Но мы продаём не воздух, а конкретные продукты, которые чаще всего востребованы потребителями.
Председатель правления ассоциации «Межрегионавтотранс» Сергей Храпач называет попытку НАС ограничить рост отпускной цены нерыночным методом.
По его мнению, отпускная цена растёт из-за неудовлетворённого спроса.
– В предложении НАС не учитывается рентабельность дилерского бизнеса, получающего доход от комиссии за продажу автомобилей и от реализации дополнительного оборудования. Опустить цену на автомобили может повышение конкуренции на рынке их производства, технического обслуживания, более активный экспорт, однако подобная мера может и похоронить отечественную автопромышленность. В то же время протекционизм в отношении национальных автопроизводителей всегда влечёт за собой повышение цен на их продукцию, – поясняет собеседник «Октагона».
Ряд автомобилей отечественного производства, которые не пользуются спросом, можно приобрести по рекомендованной заводом цене, говорит Храпач. С ходовыми моделями и брендами сложнее: повышенный спрос на них и ограниченное предложение стимулирует дилеров завышать цену либо напрямую, либо через дополнительное оборудование, в котором покупатель не нуждается, но без которого автомобиль купить нельзя.
Сергей Храпач считает, что в этом случае озабоченность должны проявлять не общественники из НАС, а контрольно-надзорные органы: Роспотребнадзор, ФАС и органы прокуратуры.
Только бизнес
Критики инициативы автосоюза нашлись в Госдуме. По мнению зампреда комитета нижней палаты парламента по экономической политике Станислава Наумова, борьба с наценкой в каком бы то ни было сегменте – это уничтожение сотен тысяч рабочих мест и обнуление соответствующих регулярных и стабильных доходов людей в регионах.
– Ничто не мешает производителю отечественного товара или продукта предлагать хоть все 100 процентов выпуска напрямую конечным потребителям – как говорится, цифровизация им в помощь. Точно так же ничто не мешает производителю часть выпуска делать доступной оптовым покупателям, разделяя с ними риск работы с розничными потребителями, – поясняет Наумов.
Он отметил, что расходы дилеров на аренду земли, коммунальные платежи, содержание дилерских центров, оплату труда сотрудников вряд ли окупятся за счёт условной 15-процентной наценки к закупочной стоимости.
Добавим, что инициативы об ограничении дилерских наценок в разное время уже появлялись в Госдуме и Правительстве России. В феврале этого года депутат от КПРФ Олег Лебедев предложил проект поправок к закону «О торговле»: новые положения запрещали продажу машин дороже рекомендованной производителем розничной цены. В октябре Госдума отклонила поправки. Ответственный комитет по промышленности в отзыве указал, что «рынок автомобильных дилерских сетей в Российской Федерации является конкурентным, поэтому положения законопроекта, ограничивающие свободу экономической деятельности и право хозяйствующих субъектов самостоятельно определять цены на продаваемые товары, представляются недостаточно обоснованными». Правительство тоже не поддержало инициативу, среди прочего указав в заключении, что она не соответствует договору о Евразийском экономическом союзе.
Однако пару лет назад сам кабмин в лице Минпромторга выходил с предложением ограничить 10 процентами дилерскую наценку на новые автомобили.
О проведении консультаций по этому вопросу со ссылкой на источники в ведомстве сообщал ТАСС. Собеседник в министерстве отмечал, что при таком пороге наценки бизнес не останется в убытке:
«Норма прибыли автопроизводителей – 5–6 процентов. Считается, что норма наценки у официального дилера на новый автомобиль составляет 7–10 процентов. Это позволяет официальному дилерскому бизнесу иметь приемлемую маржу».
Безусловно, новые условия работы авторынка на фоне санкций отразились на финансовом положении и структуре бизнеса дилеров. Но и положение россиян, желающих приобрести автомобиль, не лучше. По данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры», за первое полугодие 2023-го средняя стоимость нового авто в России выросла на 13,5 процента, тогда как только за первые месяцы 2022 года, по информации агентства «Автостат», рост цен на популярные модели варьировался от 18 процентов (Lada Niva) до 48 процентов (Lada Largus).
Фото: pixabay
По материалам: “Октагон”