Гаджи Гаджиев: «Задачи выйти в РПЛ нет. Это цель – и мы к ней движемся»
Президент махачкалинского «Динамо», лидирующего в чемпионате МЕЛБЕТ-Первой лиги, Гаджи Гаджиев рассказал «Матч ТВ» об отношениях с Курбаном Бердыевым, девичьем футболе в высоких горах, спонсорах, зарплатах и Обществе «Динамо», которое не отдает в аренду городской стадион.
Разговор начался с десятиминутной задержкой, о которой попросил президент клуба.
– Помогаю тренеру молодежной команды «Динамо» в планировании, – пояснил Гаджи Гаджиев.
– Первой команде тоже пишете планы?
– Их составляют тренеры, но жизнь есть жизнь. Обычно смотрю, уточняю, порой корректирую. Специалисты во второй команде молодые, она выступает во Второй лиге, в составе есть группа интересных игроков, поэтому подготовка должна быть корректной.
В первой команде иначе. Там опытный и знающий Курбан Бердыев, планы – полностью его прерогатива. Правда, Курбан Бекиевич, уважая мой профессиональный опыт, периодически задает вопросы. Когда тренер спрашивает, это нормально, так и должно быть. Хуже, когда тренер «всё знает» и вопросов ни себе, ни помощникам не задает. В этой ситуации я выступаю в роли помощника. Работа наша – творческая, не механическая, и Курбан, и я это понимаем.
– Назначив Бердыева тренером, убедились в правильности выбора? Все-таки вы оба маститые специалисты со сложившимся видением футбола, и у каждого оно свое.
– Те, кто предсказывал сложности, исходили из стереотипов. Мы помним тренерские триумвираты в сборной, разногласия между тренерами и руководителями в клубах. Это имеет под собой основания, но не в данной ситуации. У нас отношения попроще, в том числе в силу возраста. Многое повидали, плавали, знаем, как говорится. Важно разграничить функции и не лезть в чужой огород, а заниматься каждому своим делом. Зоны ответственности разные, это главное. Но при необходимости мы должны помогать друг другу. И помогаем.
Вот круг обязанностей Шамиля Газизова стоит особняком. Он отвечает за клубную работу, в которой главное – доходность и финансовая чистота. Бердыев же сам разграничил полномочия, сказав, что его епархия – поле и то, что на нем. Разумеется, в ряде случаев спортивная составляющая неотделима от финансов и прочих аспектов жизнедеятельности. Значит, одна сторона должна слышать другую и понимать ее.
– Как, кстати, у Газизова с доходностью и финансовой чистотой?
– На виду всегда первая команда, но клуб – более широкое понятие. Мы очень рады спонсорскому соглашению с одной компанией, где отдельно оговорена зона подготовки резерва. Туда преимущественно и будет направляться данный ресурс. В нашей школе сейчас занимается порядка 200 человек. Недавно удалось построить футбольное поле и прилегающее здание с раздевалками, душевыми, банями, учебным классом, тренажерным залом, но одной площадки не хватает. В этом смысле контракт со спонсором очень кстати.
Вообще, подготовка резерва изначально занимала едва ли не главное место в планах клуба, ориентированных на развитие игры в регионе. Глава Республики Дагестан, Минспорт России, РФС, дагестанская федерация подписали четырехстороннее соглашение о развитии футбола в республике. Основа документа – создание условий для подготовки резерва. Футбольная общественность страны давно говорит: если не начнем правильно учить детей футболу, не будет никаких перспектив. Азы закладываются в детстве, иначе придется со скрипом прививать их в командах мастеров, на что Бердыев, к слову, и тратит сейчас значительное время. Как результат – в числе нескольких сот лучших игроков Европы один-два россиянина, не больше. Тренеры в детстве не научили, да и не так много у нас в стране лицензированных детских специалистов. Особенно в регионах.
– Сколько в вашей академии получает в среднем детский тренер?
– Тысяч 40-50. Сейчас работаем над футбольной программой, охватывающей начальные классы и детсады, это позволит тренерам получить подработку без отрыва от профессии.
– «Динамо» лидирует в турнирной таблице. Дети тренируются, спонсоры спонсируют. Вашу профессиональную жизнь ничто не омрачает?
– По большей части, нет, если сделать упор на «омрачает». РФС нам во всем помогает, в обозримом будущем рассчитываем при его поддержке возвести региональный центр подготовки, договоренность о выделении земли на побережье Каспия уже достигнута. Целевые программы реализуются, хотя дело это, помню с советских времен, непростое, значительная часть планов остается нереализованной. Есть и теперь шероховатости. Урезается, допустим, программа строительства полей. Кем? Жизнью, в республиканской казне не хватает средств.
При этом поля всё же возводятся, в особенности малые и средние. Недавно в горах побывал Курбан Бердыев, встретился с главами районов, увидел, как играют девочки-футболистки. Побывал там и Юрий Семин, был приятно удивлен увиденным, хорошо пообщался с женскими тренерами. Не то чтобы приоритетное направление, но поля не пустуют, системно загружены, причем спрос возрастает. Появляются частные школы, которые способствуют общей динамике.
Думаю, Дагестан – один из лидеров в стране по численности детей, вовлеченных в футбол. В первом республиканском турнире участвовало 170 тысяч школьников, во втором – 250 тысяч! Финал посетил Глава республики Сергей Меликов, пять часов с интересом наблюдал за соревнованиями под мелким дождем. Благодаря его поддержке и стал возможным столь масштабный проект.
– Значит, всё в полном порядке. Уникальная для наших дней ситуация.
– Из того, что «омрачает», как Вы сказали, и одновременно возмущает, отмечу главную «занозу» – стадион «Динамо». Совершенно непонятна позиция Центрального совета одноименного общества, с которым никак не можем договориться об аренде. Нам постоянно озвучиваются неприемлемые условия. Стадион расположен в центре города, на муниципальной земле. Если сама арена в собственности ЦС «Динамо», приведите ее в порядок и сдавайте в аренду для игр и тренировок, как это происходит с «Анжи-Ареной». Там все поля и технические системы приводятся в соответствие с требованиями РПЛ, люди тратят свои деньги, а мы потом вносим арендную плату. Почему на это не идет общество «Динамо»?
– И почему же?
– «…умом Россию не понять». Была бы хоть «стать», тогда бы интересы дела были выше личных амбиций. А так, видимо, этим людям просто не нужен футбол, не интересен.
– Офис ЦС «Динамо» находится в Москве, и первым заместителем председателя там – Николай Толстых. Он-то футбольный человек.
– Не выделяю фигуры, но точно знаю: футбол это общество не волнует, он ему не нужен, можете так и написать! Трибуны сейчас, по сути, в аварийном состоянии, арены как таковой нет. И не только в Махачкале. Такая же ситуация в Ставрополе, в других городах. Если бы на стадионе «Динамо» можно было играть, он был бы стабильно загружен, поверьте, и второй командой, и первой, и «академиками». Традиции надо сохранять, беречь, а там, где они по халатности нарушены, возрождать. «В будущее – с историей» – наш слоган, символизирующий, что помним славное прошлое, что родились в 1927-м, и нам скоро «сотня».
– Но чем-то же вам мотивируют отказ сдать стадион в аренду?
– Разговоры с ЦС бесполезны, все время натыкаемся на какой-нибудь штепсель. Приезжали, награждали нас, обещали оборудовать то, сё, пятое-десятое. А воз и ныне там. Договориться невозможно, разве что прославленные динамовские чемпионы напишут письмо Путину, тогда, может, что-то сдвинется. В противном случае может дойти до того, что республиканские власти признают сооружение аварийным и снесут. Ужасная альтернатива реконструкции уютной арены, нашей, динамовской, способной радовать болельщиков, сохранять преемственность поколений и приносить арендную плату собственникам.
– Пробовали подключить главу региона?
– Сергей Меликов – сам динамовец, большой поклонник спорта, он заинтересован в том, чтобы арена жила и развивалась. Сегодня Дагестан интенсивно развивается, в республику приезжает много туристов, потребности населения растут, в регионе за несколько десятилетий эмоционального, нерасчетливого управления, и не только местными властями, наслоилось множество хозяйственных и коммунальных проблем. Например, года четыре назад учения «Россетей» превратились в кошмар, ударив по энергетике Дагестана.
Время сложное, проблем много, но ни от одной из них Сергей Алимович не отмахивается. Стратегические вопросы однозначно в приоритете, но он находит время для посещения школ, фронтовиков, работников спорта, культуры, приходит на соревнования, к нам в команду, которая сегодня уже собирает на стадионе порядка 11 тысяч болельщиков. На мой взгляд, это макроуровень. В свое время Сергей Меликов занимался пятиборьем, спортивная и боевая закалка позволяют ему сохранять высокую работоспособность и участвовать во всех составляющих общественной жизни, поддерживать всё верное, органичное для Дагестана. То, чем клуб «Динамо» тоже занимается в меру сил.
– С учетом вашего лидерства в таблице планируете дооборудовать «Анжи-Арену» до стандартов РПЛ, чтобы это не стало препятствием для повышения в классе, как в прошлом сезоне?
– Вопрос находится в ведении Шамиля Газизова. Идет предварительный анализ работ по системе идентификации болельщиков и другим новшествам. Важно не потратить лишнего, сумма доработок для клубного бюджета очень велика, при этом никто не гарантирует нам выход в РПЛ. Понятно, когда у команды большой отрыв, заметное турнирное преимущество. Тогда клуб планирует определенные шаги. Но разница между конкурентами невелика, предстоит долгая борьба. Поневоле задумаешься о смысле больших вложений. Дали бы 2-3 месяца на дооборудование арены после выхода в РПЛ – всё упростилось бы. Пока же Газизов мониторит ситуацию. Когда всё это «ляжет на бумагу», будем думать, считать.
– По мнению президента ФНЛ Наиля Измайлова, всё решает долгосрочное планирование. Собрались выходить – оборудуйте систему карты болельщика впрок. Не вышли – простоит вхолостую.
– Не лучший экономический вариант для любого клуба Первой лиги. Сегодня РПЛ и Лучшая лига мира ищут и находят пути для стабилизации финансовой составляющей. Для российского футбола это такой же вопрос под №1, как и подготовка резерва, которой нужна материально-техническая база и подготовленные детские тренеры. А с ними у нас дефицит похуже, чем на прилавках 90-х.
Установка аппаратуры «съест» очень существенную часть бюджета команды Первой лиги. Для богатых клубов сумма допустимая – возможно, процентов 10 от общих затрат. Для нас же, по предварительным подсчетам, полный перечень работ обойдется в половину годового финансирования «Динамо».
– Правда, что ваш бюджет составляет 600 миллионов рублей в год?
– Версия сказочников, не основанная на реальных фактах. У нас клуб открытый и чистый, движение средств компетентные органы отслеживают системно. Наш бюджет меньше почти в два раза, и то благодаря работе со спонсорами. Но надо понимать: контракт со спонсором предусматривает вложения в Академию, в детей. А у нас есть вторая команда, тоже требующая финансирования. Ребята получают стипендии, экипировку. Поэтому цифры, о которых мы говорим, – это не бюджет первой команды, а бюджет всего клуба, с арендной платой за стадион, тратами на логистику и многими другими расходами.
Стремимся делать всё возможное, чтобы увеличить доходы, иначе нам не решить главной задачи – развития игры в регионе, где роль первой команды, как вершины пирамиды, весьма существенна. В годы высших достижений «Динамо» (чемпионы России 1967, 1975 годов) и «Анжи» (сезоны-2000/2001 и 2012/13) приток мальчишек в секции футбола возрастал кратно, а трибуны заполнялись на постоянной основе.
Нынешний бюджет позволит выжить в Первой лиге, но не в высшей. Там с текущими расходами удержаться будет очень нелегко, почти невозможно.
– Звучит так, будто задача повышения в классе уже сформулирована и поставлена.
– Нет. И не обозначал бы это как задачу. Исходим из дробных ориентиров: укрепить состав, улучшить качество футбола, решить организационные, кадровые, структурные вопросы. Вот задачи. А премьер-лига – цель, и задачи направлены на ее достижение. Не обязательно в этом году, но и не через десять лет. Получится в нынешнем сезоне – хорошо. Нет – со своего пути не свернем. Как по результатам, так и в подготовке резерва.
– В предыдущей нашей беседе Вы сказали, что Курбан Бердыев попросил не привлекать его к трансферам. Доволен ли он теми новичками, которых подыскал клуб в межсезонье?
– «Довольный» тренер, по моему убеждению, – это не тренер. Какими-то частностями, да, может быть доволен, но у него перед глазами всегда должен быть более высокий, максимальный ориентир. Курбан – хороший тренер, мы должны его слышать и ему помогать. Что касается усиления, Касинтуру и Сандрачука привел Газизов. Храмцов приезжал к нам на просмотр и подошел. Сердеров – уроженец Дагестана, выступал за «Анжи», во всех отношениях свой. Костюкова знаю по «Амкару», взяли его в аренду, платим одну пятую зарплаты, остальное – «Рубин». Южноафриканец Сантино Смит приехал на просмотр при участии Курбана Бекиевича. Абдуллахи взяли из «Велеса» без просмотра. Естественно, главный тренер одобрил все приобретения, иначе их не было бы.
– Вам не мешают суды Газизова со «Спартаком»?
– Они нас никак не затрагивают. Сам он к клубу с этими вопросами не обращается, мы их не обсуждаем. Газизов – наш человек, но данный вопрос не имеет отношения к «Динамо», он, скорее, житейский и бытовой, нежели футбольный. Мое мнение – богатые фигуры и структуры, как правило, пытаются представить всё иначе, чем было на самом деле. Жизнь сейчас такая, да и кто этого не знает и где этого нет? Не было бы конкретного факта, Газизов, уверен, не пошел бы в суд. Он не умалишенный, зачем бодаться с горой? Даже при наличии оснований шансов очень мало, а если бы претензии Шамиля были выдуманными, вероятность выиграть дело стремилась бы к минус бесконечности. Полагаю, Газизовым больше движет обида за то, что с ним поступили не по-людски. Пытается доказать правоту, что крайне сложно, учитывая финансовую мощь ответчика.
– В СМИ проходила информация, что полузащитник «Динамо» Руслан Лисакович в расположении белорусской молодежки в Португалии угодил в странную историю, связанную с нарушением режима. Будет ли реакция клуба?
– Она есть. Клуб на связи с футбольной федерацией Беларуси, с родными игрока, с госпиталем, где он находится. Вопрос на контроле у Газизова. За деталями лучше обращаться к нему.