Бывшего вице-губернатора Алтайского края будут судить за мошенничество
Савеловский районный суд Москвы зарегистрировал уголовное дело о мошенничестве, совершенном организованной группой в особо крупном размере. Одним из фигурантов дела, согласно карточке на сайте суда, выступает бывший вице-губернатор Алтайского края, некогда сенатор от региона и экс-проректор Российского биотехнического университета Михаил Щетинин. Вместе с ним в деле упоминаются и его бывшие коллеги.
О том, что Михаил Щетинин попал под уголовное преследование, было известно ранее. Источники «Банкфакса» сообщали, что управленца задержали в декабре 2021 года и отправили под домашний арест. Из информации с сайта Головинского районного суда Москвы следовало, что экс-чиновника обвиняют в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере или повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение). Однако обстоятельства дела тогда не разглашались. Инсайдеры лишь высказывали предположения, что оно может быть связано с деятельностью Российского биотехнического университета. Это коррелировало с тем, что Михаил Балыхин, еще будучи ректором данного вуза, в конце 2022 года оказался под стражей по решению все того же Головинского районного суда Москвы. Тогда считалось, что будто бы не обошлось без деятельного участия Щетинина, к тому моменту вышедшего из-под домашнего ареста: якобы тот мог встать на путь сотрудничества со следствием и рассказать чуть больше о возможных участниках мошеннической схемы.
Инсайдеры вообще высказывали сомнения по поводу того, что Щетинин может быть привлечен к ответственности в рамках этого дела. Тем не менее 19 октября в Савеловский районный суд Москвы поступило уголовное дело, в рамках которого и Щетинина, и Балыхина обвиняют в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ. Вместе с ними в качестве подсудимых упоминаются и другие лица. Речь якобы идет о некоторых сотрудниках вуза и представителях компании «Евро Пак».
Каких-либо документов, которые раскрывали бы подробности дела, на сайте суда нет. Молчат по этому поводу и правоохранительные органы. В то же время ТАСС со ссылкой на свои источники указывает, будто в основу дела легло похищение 210 млн рублей, выделенных федеральным Минобрнауки в качестве субсидии для производства вакцины от анаплазмоза овец. Вакцину никто так и не произвел, а деньги якобы похитили сам Щетинин, бывшие руководители компании «Евро Пак» Ашот Карапетян и Роман Глушаков, а также некие С. С. Панченко (начальник отдела научных конкурсов, договоров с организациями и сопровождения научно-исследовательской работы), А. Б. Шевелев (научный руководитель проекта) и Д. И. Ковалев, который отвечал за обналичивание денег. Балыхин же, по словам источника агентства, подписывал заявку от университета на участие в конкурсе.
Напомним, что Михаил Щетинин начал работать в Российском биотехническом университете в 2019 году, когда заведение еще называлось Московский госуниверситет пищевых производств. Он тогда занял должность проректора по научной работе. По оценкам наблюдателей, этот пост стал для бывшего сенатора возможностью закрепиться в Москве, которую он искал, освободив место в Совфеде. У Щетинина немалый опыт в структуре органов власти именно Алтайского края. До своего ухода в верхнюю палату парламента РФ он был вице-губернатором и начальником Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края. На этом посту активно генерировал мегапроекты, которые нередко встречали критику за излишнюю помпезность и более чем скромный экономический эффект.
В частности, он постоянно вояжировал по странам Европы и Азии в попытках найти инвесторов для развития туризма в Алтайском крае. Партнеры, которых он находил для этих целей, порой вызывали нарекания со стороны общественности. Так, в 2010 году Щетинин анонсировал визит миллиардера Альберта Енга из Гонконга. С ним тогда еще вице-губернатор свел знакомство во время своей поездки в Китай. Альберт Енг был владельцем группы компаний Emperor Entertaiment Group, специализирующейся в области дорогих развлечений, в том числе игорного бизнеса. По некоторым данным, он был вхож в круги китайской мафии - триад, и даже гордился этим. Власти Китая подозревали бизнесмена в коррупции. Все это не помешало Щетинину рассматривать Енга в качестве перспективного инвестора игорной зоны «Сибирская монета». После того, как о потенциальном партнере алтайских властей стало известно общественности, эта история сошла на нет, но идею сотрудничества с китайскими бизнесменами в части развития туристической инфраструктуры в регионе власти не оставляли еще долго.
Многочисленные визиты Михаила Щетинина в различные страны мира и столь же многочисленные соглашения о сотрудничестве в сфере туризма давали небольшой видимый эффект. Однако чиновник верил в стремительное развитие туризма в Алтайском крае. По его словам, в 2011 году поток гостей в регионе достиг 1,3 млн. Впрочем, применяемые методы подсчета тогда у многих вызвали сомнения. В том же году он рассказывал о новой программе партнерства с французскими компаниями, с которыми были высажены виноградники. Вице-губернатор обещал, что совсем скоро можно будет проводить дегустацию алтайских вин. Идеологу этой затеи, директору существовавшей тогда компании «Алтайская лоза» Владимиру Вагнеру по итогам экспериментов даже удалось получить первое вино к удивлению французской стороны. Но в последующие годы оно если и производилось, то небольшими партиями, которые отправляли на выставки и презентовали высоким гостям из других регионов. Несмотря на это, Вагнер уверял, что планирует производить до 50 тысяч бутылок красного и белого вина. В крае также рассчитывали наладить производство виноградных джемов и соков, но сроки пуска промышленного производства постоянно переносились. Вскоре власти отказались от информационной поддержки проекта, а Владимир Вагнер спустя несколько лет вовсе вывел часть площадей виноградников из оборота и засеял там тыкву.
Среди других пафосных проектов, в числе инициаторов которых упоминался Щетинин, можно вспомнить соглашение с французскими партнерами о создании Международной школы сыроделия на Алтае по образцу национальной школы молочной промышленности ENIL во Франции и обещание построить в Барнауле современный выставочный центр, которого, по мнению чиновника, городу крайне не хватало и т.д. Также следует упомянуть о попытке реализации крупного проекта «Алтайский бекон» по строительству свиноводческого комплекса на территории Первомайского и Косихинского районов производительностью 32,5 тысячи тонн мяса в год. Проект в итоге забуксовал. Сначала Щетинин объяснил это проволочками со стороны Сбербанка, но в банковской организации заверили, что сделали со своей стороны все необходимое. По их мнению, в затягивании проекта был повинен инвестор «Приосколье», который не спешил воспользоваться открытой для него кредитной линией. В итоге планы по строительству комплекса отложили в долгий ящик. Это далеко не полный перечень проектов, к которым был причастен Щетинин, получивший реноме одного из самых одиозных алтайских чиновников.