Почему Пётр Первый ютился в этом тесном шкафу в Голландии?
Знаете ли вы, что в Зандаме есть русский квартал? Названия улиц там продублированы на двух языках — нидерландском и русском. Есть улица Толстого, есть улица Языкова, а есть улица Царя Петра. Удивлены? На самом деле, ничего удивительного, ведь именно в русском квартале расположен деревянный домик, где когда-то останавливался сам Пётр Первый. Сейчас историческая постройка находится внутри крытого павильона. Вот как это выглядит:
В домик мы обязательно заглянем, а пока немного истории. Пётр Первый приезжает в Зандам за шесть лет до основания Санкт-Петербурга, в 1697 году. Причин у этого визита несколько. Во-первых, обучиться корабельному делу. Во-вторых, посмотреть, как живут иностранцы и заодно пригласить их на работу в Россию. Император останавливается в доме своего старого знакомого — плотника, с которым они вместе работали в Архангельске на верфях. В Зандаме Пётр находится тайно, под чужим именем, но сохранить статус инкогнито ему не удаётся.
Слух о том, что русский царь поселился в деревянном домике, моментально разносится по городу, а вскоре и по всей Голландии. Местные съезжаются в Зандам из разных уголков страны, чтобы хоть одним глазком взглянуть на Петра Первого. Император проведёт здесь чуть больше недели, а потом в буквальном смысле сбежит в Амстердам — подальше от любопытных глаз. Зато домик Петра со временем превратится в настоящую достопримечательность. Уже к середине 17 века ему будет присвоен статус исторического объекта, а в 19 столетии вокруг дома возведут каменный павильон.
Ну а теперь давайте посмотрим, в каких условиях жил российский император. Когда заходишь в дом, тебя начинает немного укачивать. Стены здесь покосились от времени, сейчас их удерживают специальные стяжки. Полы тоже закреплены под углом. Из-за этого кажется, будто находишься в каюте корабля во время шторма. Со временем ощущение качки проходит. Сам по себе домик довольно компактный, здесь всего две комнаты. В одной из них можно увидеть, например, старинный камин и спальный шкаф. Я не оговорился. Именно шкаф. Несмотря на внушительный рост Петра, спал он здесь свернувшись калачиком. Известно, что царь страдал спациофобией. Это боязнь пустых пространств. Внизу, под шкафом, есть ещё и отдельный ящик, где мог спать ребёнок. Жутковато, конечно. Я бы в таком точно спать не хотел. Ни в детстве, ни сейчас.
Другая интересная особенность — множество надписей на стенах и даже на стёклах окон. С одной стороны, похоже на акт вандализма, с другой — это уже часть истории. С того момента как домик Петра превратился в музей, кого здесь только не было! Говорят, что одну из надписей на стене оставил сам Наполеон. Но действительно ли она сделана его рукой — доподлинно неизвестно. Зато мы точно знаем, что он сказал, увидев тесный спальный шкаф Петра: «Для истинно великого человека нет ничего слишком маленького!»
Бывали в доме и члены семьи Романовых. Одна из дочерей царя здесь тоже оставила своё граффити. Ну а простым смертным повторять этот трюк запрещено, о чём гласит специальная табличка на входе в домик. Впрочем, надписей уже и так более чем достаточно — 7 с половиной тысяч. Интересно, сколько ушло времени, чтобы пересчитать их все?
Вплоть до революции домик Петра принадлежал российскому царскому двору, но в 1948 году наследники Романовых отказались от прав на историческую недвижимость. С тех пор она принадлежит Нидерландам. Памятник охраняется государством, и это видно невооружённым взглядом — голландцы бережно хранят всё: от изразцов камина до надписей на стёклах. Кстати, полноразмерный макет голландского домика Петра можно найти в Москве. Его точная копия стоит в парке Коломенское. Интересно, что макет повторяет оригинал как снаружи, так и внутри. А в самом Коломенском сегодня можно найти сразу два домика Петра Первого — зандамский и архангельский. Тоже, кстати, деревянный, но построенный уже в классических русских традициях.