Мистический ужас и экстаз: российский психолог рассказал о феномене сновидений
Многих людей волнует проблема времени необходимого для сна, чтобы чувствовать себя отдохнувшим. О феномене сновидений и стандартах времени изданию «Московская газета» рассказал клинический психолог, основатель академии «ТРИЭТТА» Валерий Ивановский.
«Когда мы говорим о сне, мы можем иметь в виду физиологический процесс, который предполагает, что человек или животное обездвижено. В этот период происходит восстановление организма. С другой стороны, можно говорить о сне, как о психологическом явлении, когда мы видим ряд ярких или не очень ярких образов, которые уже тысячи лет волнуют человека, заставляют его глубоко задумываться, а порой впадать в мистический ужас и экстаз», — говорит эксперт.
По словам психолога, физиологический процесс расцвечивается сновидениями – яркими или неяркими визуальными образами, которые мы видим во время сна. Они могут сопровождаться звуковыми и даже тактильными эффектами.
«Феномен сновидений, несмотря на всю его простоту, является достаточно трудноуловимой субстанцией, вокруг которой до сегодняшнего дня ведутся дискуссии, хотя наука психология в своем развитии ушла достаточно далеко. Существует много трактовок этого явления. Самой популярной является физиологическая теория», — перечисляет психолог.
Согласно этой теории, сновидения – это побочный продукт физиологического процесса сна. Он не имеет самостоятельной ценности и является субъективным выражением процесса сна и восстановления организма. Другие теории говорят о том, что сновидения являются результатом особых нейропроцессов, происходящих во время восстановления психики. Третья группа теорий говорит о том, что сновидения – это некий выход за пределы реальности, некая мистика, позволяющая человеку подключаться к находящемуся вне его источника знаний и черпать из него информацию, которую можно результативно использовать в своей жизни. Отсюда берется понятие вещих снов. К нему уже примыкает составление различных ментальных карт, сонников, помогающих путешествовать по просторам сновидений.
«Когда мы видим сны, мы видим наши мысли. Ведь когда мы спим, нагрузка на все остальные сенсоры снижается. Как правило мы лежим в кровати, в темной комнате, и никакая информация извне на наши органы чувств не поступает. Днем мы разговариваем, смотрим на окружающие предметы, и это закрывает от нас более слабые зрительные образы, а когда глаза закрыты, входящей информации нет, мы видим то, что составляет основу слово-мыслительных форм», — объясняет психолог.
Психолог напомнил, что достаточно долго условия существования определялись биологической эволюцией. Однако человек тысячи лет назад открыл для себя новый способ развития – социальную эволюцию.
«В современных условиях определение конкретного времени, когда нужно ложиться спать и просыпаться, утратило смысл. Привязанные ко времени периоды труда и отдыха обусловлены опытом наших предков. В частности, Россия в прошлом была преимущественно аграрной страной. Работа в поле, уход за скотом, разные манипуляции с землей и урожаем вынуждали людей приспосабливаться к более естественным природным ритмам, ложиться в 7-8 вечера и вставать в 4 утра. Однако все это уже позади. Изменились и экономический уклад, и социальные условия, и сейчас главное, чтобы сон в принципе был, от четырех часов и более, и чтобы он соответствовал индивидуальным потребностям человека», — заключил Ивановский.
Ранее Валерий Ивановский также ответил на вопрос о существовании вещих снов. Он пояснил, что сны являются частью процесса мышления. Это значит, что могут существовать мысли, образы которых мы увидели во сне. В дальнейшем эти образы станут побудительным мотивом для наших действий в реальной жизни.