Стоматолог напугал моего ребенка и лечение зубов превратилось в пытку: рассказываю, как мы решали эту проблему
Мой папа после службы в армии жутко боялся лечить зубы. Всё из-за того, что ему удаляли зуб мудрости в военном госпитале несколько часов без обезболивания. Он много лет нес это воспоминание, полное боли, избегая стоматологических кабинетов. Нет, я не шучу, он реально записывался, приезжал в клинику, подходил к кабинету, разворачивался и убегал.
Только пять лет назад отец, наконец, снова сел в стоматологическое кресло. Выхода не было — врачи не разрешали без этого провести другую очень нужную для здоровья процедуру. Отец убедился, что современные врачи лечат быстро и не больно. Но если с папой договориться всё же удалось, то с моим семилетним сыном — нет.
Первый поход к стоматологу
Наверное, его помнит каждый. Вот я свой точно помню: мне четыре года, лечить надо четыре зуба, мама всунула в руки букет цветов и велела подарить врачу. А я несу и реву, дарю и реву. Не очень радужные воспоминания.
Когда у моего сына в шесть лет между молочными зубами появилась дыра от кариеса, мы с мужем записали его к врачу в платную стоматологию. Выбирали долго по отзывам, понимая всю важность этого похода — как стартуем, так и будет лечить потом всю жизнь (ну или бегать от врача, как мой папа).
Стоматолог оказалась просто чудо. Вместе с медсестрой они рассказывали сыну истории, показывали мультфильм, предложили выбрать вкус пломбы, в общем, он хоть и хмурился, когда зуб сверлили, но вида не подавал. И на второй поход спокойно согласился. Так осенью прошлого года мы вылечили три зуба. Всё прошло идеально, я нарадоваться не могла.
«У нас все врачи хорошие»
Несмотря на то, что мы очень тщательно подходим к чистке зубов сына (выбираем лучшую зубную пасту и щетку и до шести лет у него были почти идеальные, по мнению медика, зубы в детском саду), спустя четыре месяца после лечения сын снова сообщил, что у него болит зуб, уже другой. Я позвонила в клинику, но оказалось, что к нашему врачу ближайшая запись только через месяц.
— Запишите нас, пожалуйста, к другому специалисту, — попросила я. — К самому хорошему, пожалуйста.
— У нас все врачи хорошие, — дежурно ответила администратор, и у меня (клянусь!) что-то тогда сразу екнуло.
Нас записали на прием к мужчине. Через три дня мы прибыли в клинику. Сын был спокоен, он через это все проходил. Но ровно в тот момент, когда он сел в кресло, а врач, даже не узнав его имя, попросил открыть рот, я поняла, что сегодня всё пойдет не по старому сценарию.
— У него там гнойный свищ на десне, — сказал мне врач, дуя струей воздуха на десну. Сын отчаянно завыл от боли, потому что поток воздуха на рану — это больно. — Надо удалять.
Ребенок в панике начал задавать вопросы стоматологу, но тот его игнорировал и разговаривал только со мной, через его голову. А после того как он надел большую пластмассовую маску, закрывавшую почти всё его лицо, сын начал барабанить ногами по креслу и хныкать: «Что вы мне будете делать, расскажите».
Всё происходило в считанные секунды. Врач встает с кресла и говорит мне, что он не будет вырывать зуб моему ребенку, потому что тот дергается. На мой вопрос, что же нам делать, ведь у ребенка гнойный свищ, врач ответил: «Езжайте и удаляйте под наркозом».
Я всех ненавижу
Меня поначалу охватила паника. Как помочь ребенку, если даже врач платной клиники отказывает? Было чувство, что меня бросили с моей бедой один на один. К счастью, в бесплатной государственной стоматологии на Калинина, 55-а не отказали. В воскресный день очереди не было, врач, услышав нашу историю, сказала: «Заводите».
Ревущего сына нам пришлось держать, но выбора не было, свищ — дело нешуточное. Ребенок долго после этой процедуры (хотя она и была сделана быстро, безболезненно, за что огромная благодарность медикам) рыдал и говорил, как ненавидит всех зубных врачей. Мы поняли, что наш первый прекрасный поход к стоматологу безжалостно стерт из памяти, а впереди сложная борьба за здоровые зубы. Мы смогли уговорить сына только на снимок, который показал что в соседнем зубе пульпит, и он уже перешел на третий.
Как их лечить? Мы четыре раза после этой неудачи записывали его к разным врачам в разные клиники (и платные, и бесплатные), итог один — барабанит ногами по креслу и не открывает рот. Мы заранее обрисовывали нашу непростую ситуацию администраторам и врачам, мы брали с собой любимые игрушки, обещали горы мороженого, ласты и маску, которые он давно просит, поход на каток, в батутный центр и вообще весь мир со всеми его прелестями — только дай вылечить два зуба. Бес-по-лез-но.
Четвертый стоматолог сказала отстать от ребенка. Возможно, эти молочные зубы в скором времени выпадут сами, а если нет — когда сильно заболят, ребенок сам попросит что-нибудь сделать и, возможно, получится договориться.
Что же касается стоматолога, который «подарил» моему сыну этот страх, я до сих пор негодую. Так с детьми работать нельзя. Он даже не представляет, какую глобальную проблему создал для нашей семьи. И я уверена, мы не одни такие.
Психолог стоматологической поликлиники
А вы знали, что у нас такой есть? Вот и мы не знали, пока нам не подсказали в Сети, что на Калинина, 55-а можно сходить на прием к такому специалисту. Мы взяли ее номер по телефону в регистратуре и сразу же записались на удобный день. Принимает она бесплатно, по полису ОМС.
Психолог мне понравилась. Первые три сеанса я оставляла ее с ребенком один на один: они изучали зубы на специальном тренажере, он рассказывал о своих страхах, узнавал, почему так важно держать зубы здоровыми. Мы ходили на сеанс раз в неделю. После каждого получали домашнее задание на дом: посмотрел мультфильм, почитать книгу про зубы.
Четвертая наша встреча прошла в необычном формате — теперь уже я сидела в кабинете, а сын ждал в коридоре. Так я узнала, что дала сыну возможность мной манипулировать и мне срочно надо возвращать, так сказать, бразды правления в свои руки. Ведь если мама сказала идти лечить зуб, ребенок должен идти — это вопрос здоровья, тут выбора не должно быть.
В целом стало немного легче. Но все эти встречи совпали с нашими походами по стоматологам, поэтому пока мы решили сделать небольшой перерыв в этой теме, дать ребенку (и нам) немного успокоиться — уж слишком много на это каждый раз уходит моральных сил.
Что же делать?
Наши знакомые лечат дочери зубы с семи лет только под наркозом в платной клинике в Москве (где есть специальный экстренный укол на случай редкой реакции организма на наркоз): лечение первых девяти зубов обошлось им в 120 тысяч рублей. Суммы просто космические!
Другие знакомые рассказали, что столкнулись с такой же проблемой и смогли решить ее в Санкт-Петербурге. В одной из клиник детям лечат зубы не под наркозом, а с помощью маски с закисью азота, его еще называют «веселящим газом» (ребенок в сознании, просто газ дает расслабление и ребенок позволяет врачам спокойно провести все манипуляции). Мы посчитали: на лечение двух зубов с пульпитом у нас уйдет примерно 24 тысячи рублей, не считая билетов на поезд туда и обратно. Но это всё же лучше, чем отправлять ребенка под настоящий наркоз.
Фокус был еще в том, что врачи надели на ребенка маску и пустили просто воздух. Ребенок, думая, что дышит специальным газом, про который ему рассказывали, спокойно перенес процедуру. В итоге родители существенно сэкономили и никакого медикаментозного воздействия на организм чада не было.
Под наркозом, кстати, в Петрозаводске зубы лечат бесплатно, но только по особым показаниям. Конечно, у нас на экстренный случай всегда есть вариант поликлиники с опытными, повидавшими всякое медиками, которые не скажут: «Мы не берем вашего мальчика на удаление зуба, он ногами дрыгает». Я хочу еще раз поблагодарить их за профессионализм, за то, что не бросают родителей с их проблемой. И надеюсь, что со временем у нас получится убедить ребенка, что лечить зубы — это не больно и не страшно.
P.S. Если у вас есть другие варианты решения этой проблемы, напишите, пожалуйста, в сообщения группы Daily, поделитесь своим опытом. Он точно будет полезен родителям.