Что станет с Чечней, если Кадыров уйдет
Увы, такое возможно, а слухи о состоянии здоровья лидера Чечни вовсе не беспочвенны. Многие годы стабильность в Чеченской республике была связана с правлением Рамзана Ахматовича Кадырова, который официально правил этой северо-кавказской республикой с 2007 года, а неофициально с 2004 года.
Рамзан Кадыров — бывший чеченский сепаратист, перешедший на сторону Федеральных Сил вместе с отцом. Именно личная верность Владимиру Владимировичу послужила основой для возвышения клана Кадыровых. При отце Кадыров-младший числился в милиции на младших должностях и выполнял обязанности телохранителя.
В 2009 году старшине милиции Рамзану Ахматовичу было присвоено специальное звание генерал-майора милиции, а затем и генерал-лейтенанта, генерал-полковника Росгвардии (основания для присвоения этих званий туманны, а попытка установить подлинность вообще получения высшего образования Кадыровым обернулась для журналистки Политковской фатальным несчастьем).
Он Герой России, как и многие его чеченские соратники. Академик РАЕН и Академии наук ЧР, почетный профессор Современной гуманитарной академии (трудно сказать, что это за заведение, Рособрнадзор лишил его лицензий) и Чеченского государственного университета.
Вместе с тем, за бутафорией и мишурой почетных общественных званий скрыт жесткий бойцовский характер. Кадыров обладает непререкаемым авторитетом и абсолютной властью в Чечне, все его родственники и друзья прочно встроены в структуры республиканского управления, а правовое поле в республике весьма размыто и трактуется в угоду местным особенностям.
Принято считать, что при нем был наведен порядок (чеченские бандиты были частично уничтожены, многие вошли во власть), а чеченские города неузнаваемо похорошели, Грозный стал туристической Меккой (за счет беспрецедентных бюджетных вливаний Кремля в ЧР). В последнее время пошли разговоры, что здоровье Кадырова сильно пошатнулось, а без него начнется хаос, борьба за власть между кланами, нестабильность и чуть ли не вооруженные волнения.
Несмотря на то, что Песков уверяет, что в Кремле ничего не знают о здоровье Рамзана Ахматовича — это не так. Знают и встревоженно держат руку на пульсе. Все уважаемые люди обеспокоены его здоровьем и желают, чтобы оно было крепким, сильным и почти вечным. Потому что Кадыров это кирпич в кладке стабильности силовой подсистемы Путина. Боятся, что стоит его вытащить — и вся стена начнет разрушаться.
Нерушимость этой стены была серьезно подточена июньским автопробегом "За Путина, за Справедливость", когда выяснилось, что российское общество в общем-то безразлично отнеслось к демаршу "оркестрантов" (а отчасти и симпатизировало), силовики бездействовали и выжидали, а ответственные лица спешно выехали из Москвы по срочным делам. То есть пара батальонов, с тяжелой техникой, могли вполне беспрепятственно добраться до столицы и поменять все расклады.
К счастью, благоразумие возобладало и обе стороны пошли на сделку. Затем, при невыясненных обстоятельствах, в августе 2023 года погиб костяк организации, а остальные силы "оркестрантов" отстранены от финансовых потоков и разогнаны. И это ответ на любой бунт любого элемента силовой подсистемы в Византии версии 2.0 (и неважно, кто за этим стоит, важно, что это было вполне предсказуемо).
Между тем, силовая подсистема (созданная не всегда законными способами), является одновременно системой сдержек и противовесов, в которой де-факто частная армия Рамзана Кадырова была уравновешена частным военным "Оркестром", Росгвардия противопоставлялась МО, а вооруженные силы новых территорий РФ распылены между силовыми ведомствами.
И путь "оркестрантов" напоминает путь кадыровцев, которые тоже были в свое время возвышены, осыпаны наградами, должностями и званиями, получили доступы к финансовым потокам, взамен на стабильность в геополитически важном регионе. Но структуру Евгения Викторовича погубили противоречия с главными акторами военного процесса, а кадыровцы умудрились не вступать в конфликты с высшими московскими чиновниками. И некоторые деятели считают, что сейчас эта стабильность находится под угрозой, если Рамзан Ахматович вынужденно уйдет из власти (он не хочет, но здоровье важнее, его надо беречь).
Так что станет с Чеченской республикой, если Кадырову придется вынужденно отойти от ее управления?
Да ничего не станет, до тех пор, пока в нее будут вваливаться ассигнования.
Межклановая борьба тейпов в республике сильно преувеличена и размылась в последние десятилетия. Все противники Кадырова были уничтожены, а остальные удовольствовались богатством и стабильностью положения. Поэтому не важно, кто встанет у руля, один из малолетних сыновей Рамзана Ахматовича при регентстве, его жена, его прочие родственники, Делимханов, Даудов или Алаудинов — ничего не поменяется. До тех пор, пока из Центра будут присылать деньги, щедро раздавать звания и награды.
Если же власть захочет поумерить аппетиты Чечни (а времена сейчас сложные, финансовые расходы по всем направлениям будут явно сокращаться), то ей придется ставить кого-нибудь, имеющего авторитет в силовом блоке ЧР, но не имеющего родственных отношений с местными. Например, Даниила Мартынова, бывшего сотрудника группы ФСБ "Альфа", бывшего телохранителя Кадырова и его заместителя по силовому блоку ЧР, который сейчас вписан в Росгвардию. Но верховная власть разделена на группы влияния и каждая будет пропихивать на верх своего ставленника.