Гений Тверской глуши: фотопутешествие по забытым храмам Николая Львова
Авторству этого архитектора принадлежат Приоратский дворец в Гатчине, усадьба Гавриила Державина на Фонтанке, главный дом усадьбы Знаменское-Раек, валунный мост в усадьбе Василево, «Львовская ротонда» в Валдае и еще много других памятников.
За двадцать с небольшим лет им были созданы уникальные постройки в Санкт-Петербурге, Торжке и его окрестностях, Москве и Подмосковье, ставших признанными образцами красоты в архитектуре.
В 2023 году исполнилось 270 лет со дня рождения Николая Александровича Львова, выдающегося русского архитектора, художника, историка, поэта и переводчика. И мы отправляемся в Тверскую область, в город Торжок и его окрестности, чтобы ближе познакомиться с его творчеством.
Здесь нет интернета, нет дорог, в полузаброшенных деревнях почти не осталось жителей. А на лесной дорожке вполне ожидаемо столкнуться нос к носу с медведем. Тем удивительней, прошагав по этой дорожке три с половиной километра, увидеть на небольшой поляне красавец храм в окружении могучих елей. Еще удивительней узнать, что автором этого архитектурного шедевра является известный русский архитектор XVIII века Николай Александрович Львов, родившийся недалеко от древнего Торжка.
Строго говоря, Львов не был профессиональным архитектором — у него не было специального образования. При этом за свою недолгую жизнь он успел побывать агрономом, писателем, художником и даже собирателем народного фольклора, а большую часть жизни он прослужил в почтовом ведомстве. В 1781 году Львов побывал в Италии и навсегда влюбился в итальянскую архитектуру. Особенно поразил будущего архитектора открытый купол римского Пантеона, через который в храм проникал необычный рассеянный свет. Но это Италия — здесь всегда тепло и почти не бывает дождей. А в России если не идет дождь, то обязательно идет снег. И Львов придумал гениальное решение — двойной купол.
«…По причине климата не можно было сделать по примеру Пантеона открытый свод, придающий зданию отменное величество; сие принудило сделать два свода, из коих первый, имеющий в середине отверстие и двенадцать сквозных нишей, открывает другой свод, на котором написанные в облаках Слава и 12 апостолов, освещенные ярким светом, посредством невидимых изнутри окон, отображают открытое небо, через которое, однако, ни дождь, ни снег идти не могут» — пишет он в пояснительной записке к проекту Иосифовского собора в Могилеве, одного из первых творений начинающего архитектора.
Наше путешествие начинается в Торжке. Здесь находится древнейший в Северо-Западной Руси Борисоглебский монастырь, основанный в 1038 году преподобным Ефремом Новоторжским. В 1784 году было принято решение старую церковь, построенную еще преподобным Ефремом, разобрать и построить на ее месте новую. При заложении нового храма присутствовала лично императрица Екатерина II, которая 9 июня 1785 года положила первый камень в основание будущего собора.
Борисоглебский собор построен по проекту Николая Александровича Львова и считается одним из самых выдающихся творений архитектора. К сожалению, все внутреннее убранство собора, в том числе 37 икон работы В. Л. Боровиковского, было утрачено. Сейчас в храме ведутся восстановительные работы.
Одной из излюбленных архитектурных форм архитектора можно считать круглый храм-ротонду. Именно такой храм Воскресения Христова, храм-усыпальницу, Львов строит в своем родовом имении Никольское-Черенчицы. Здесь великий архитектор-самоучка родился, здесь обрел вечный покой. «Я думал выстроить храм солнцу.., чтобы в лучшию часть лета солнце садилось или сходилось в дом свой покоиться. Такой храм должен быть сквозным.., с обеих сторон его лес. Но где время? И где случай?» — пишет Николай Александрович.
«Никольское-Черенчицы заинтересовали меня тем, что они были испытательным полигоном для хозяина, — делится впечатлениями Людмила Попова, редактор портала "Львиная доля городских новостей". — Здесь он экспериментировал с вентиляцией, отоплением, светом. Ни в одной русской усадьбе, тем более XVIII века, не было ничего подобного: кондиционер c эффектом ароматизации, паровое отопление, подземный водопровод. То, что уцелело, поражает даже сейчас». Николай Александрович Львов, его супруга Мария Дьякова и несколько поколений их потомков были погребены в Воскресенском храме. После революции их останки были распылены вокруг церкви и по всему усадебному парку.
Усадьба Арпачево, родовое гнездо Львовых, расположилась на берегу речки Таложенки. В 1783—1791 годах Львов строит здесь Казанский храм и колокольню, называемую в народе маяком христианства. Освящение храма состоялось 16 августа 1791 г. На семейное торжество съехались все Львовы. Об этом событии Николай Александрович писал: «Вообрази себе и меня, сделавшегося архитектором нашествием Духа и в церкви своего произведения благословляющего силу Его; прибавь еще хор семи братов и трех сестер, согласно и красно поющих Его славу и торжество правящего голосами их отца, строителя храма, доброго дяди моего».
Если приглядеться, то можно увидеть, что колокольня имеет легкий наклон, но колокольня наклонилась не от времени и не из-за ошибки в проекте: именно такой она и была задумана изобретательным Львовым. Церковь, возведенная мастером, знаменита необычным пальмовым иконостасом. «Пальмы у меня поддерживают из их же ветвей сплетенную сквозную решетку, …несколько херувимов с вайями переплетенное их орудие защищают оный от рук недостойных, дозволяя, однако глазу прелестью святыни приводить души их к покаянию…» Необычный пальмовый иконостас Львова простоял сто лет. В 1891 г. его заменили новым, двухъярусным, полукруглой формы, с колоннами. От старого иконостаса остались живописные работы Боровиковского, часть которых была вмонтирована в новый иконостас.
Говоря о творчестве Николая Львова, невозможно не заметить его архитектурный шедевр в усадьбе Прямухино.
Прямухино знаменито тем, что здесь родился и провел свои ранние годы русский мыслитель, один из идеологов народничества Михаил Бакунин. Здесь сохранилась еще одна жемчужина гения: Троицкая церковь. В облике храма в полной мере отразились все архитектурные приемы, которые так любил архитектор — двойной купол, пандус, ведущий к храму, который так напоминает валунный арочный мост.
А мы отправляемся в бывшее село Горницы. Это сейчас здесь тишина, а совсем недавно, всего двести с небольшим лет назад здесь кипела жизнь. По торговым трактам, соединявшим большие города, шли караваны с товаром, по рекам, некогда полноводным, плыли купеческие суда.
Село Горницы расположено на правом берегу реки Поведь, в сорока километрах от Торжка. В первой половине ХVII века усадьба Горницы принадлежала Кривским, в 1652 году была передана роду Беклемешевых, которые владели имением до начала XX века. Незадолго до Октябрьской революции усадьбу покупает купец Пантюшкин.
Уже в наши дни последние жители покинули село, поэтому добираться до усадьбы пришлось пешком по разбитой лесной дороге протяженностью около трех километров.
От усадьбы не осталось почти ничего. Но сохранилась Владимирская церковь, которую «гений вкуса» построил в 1795 году. Единственным жителем села является Ирина Инфантьева, архитектор из Санкт-Петербурга, которая так полюбила Владимирский храм, что поселилась на лето в домике по соседству.
Николай Львов создал огромное количество усадебных ансамблей, многие из которых сохранились до сих пор, многие оказались разрушены временем. Мы направляемся в архитектурно-этнографического музей Василево, расположенный в бывшей усадьбе Василево, к созданию которой приложил руку Николай Львов. Усадебный дом, правда, не сохранился, но зато здесь можно увидеть каскадную систему прудов, а также знаменитый каменный мост с двумя гротами-вольерами, в народе прозванный «чертовым». Этот мост можно увидеть в фильме «Ночной дозор» в сцене битвы добра и зла. Вообще идея каменных арочных мостов не нова — в округе можно разыскать множество таких мостов, правда, меньших размеров. Один из таких мостиков можно увидеть недалеко от усадьбы Грузины.
Ну и конечно же, один из самых знаменитых храмов Николая Львова — необыкновенной красоты храм Петра и Павла в селе Загорье, ныне Переслегино, построенный в 1775 году и освященный 25 июля 1802 года. С конца XVII века Переслегино было вотчиной рода Полторацких. В селе существовала небольшая деревянная церковь во имя Николая Чудотворца. Со временем она сильно обветшала, в результате чего было принято решение о строительстве нового каменного храма во имя Святых апостолов Петра и Павла.
Три века назад переслегинские земли принадлежали помещикам Полторацким. Марк Поторацкий, директор Императорской певческой капеллы, и заказал проект храма у Львова, с которым дружил. Архитектура этого памятника в стиле древнеримских построек поражает исследователей до сих пор. Две звонницы, портик с шестью колоннами, далее, в трапезной, еще 18 колонн.
Особенно впечатляет двойной свод: падающий сквозь 12 окон барабана свет, отражаясь от нижнего купола, освещает 12 фресок с изображениями апостолов. Сейчас в храме ведутся ремонтно-восстановительные работы, регулярно приезжают волонтеры, периодически служатся молебны. Вот и в день нашего приезда состоялся молебен, который отслужил настоятель Петропавловского храма иерей Александр Рабцун.
Переслегинский храм мог бы украсить собой любой крупный город. Есть надежда, что храм, который опекает благотоворительный фонд «Белый Ирис», будет восстановлен, и здесь в полной мере возобновится литургическая жизнь.
Ну а наше путешествие незаметно подошло к концу. Здесь, в Торжокском районе сохранилось еще великое множество памятников архитектуры, но формат путешествия выходного дня, к сожалению, не позволяет охватить их все за короткий промежуток времени, но зато дает возможность любому из нас поближе познакомиться с творчеством великого архитектора.
Благодарим благотворительный фонд «Белый Ирис» за путешествие, организованное в рамках проекта «Шедевры русского села» при поддержке Фонда президентских грантов и турагентства «Русский путешественник».