Юлия Пахалина: «Мой папа был отцом для каждого»
Больше других о его заслугах знает дочь и воспитанница — олимпийская чемпионка Юлия Пахалина. Недавно она приехала в Пензу на открытие мемориальной доски. Корреспондент «ПП» встретился с именитой спортсменкой и узнал много интересного из жизни знаменитой семьи.
Папа и тренер
— Папа был отцом для каждого! — вспоминает Юлия. — Набирал себе в группу совсем малышей, и они буквально становились его детьми.Пахалин открывал сердце всем, а еще очень любил юмор. Относился к работе с огромной ответственностью. Переживал не только за карьеру воспитанников, но и за их жизнь. Он не мог позволить себе безалаберности. Всегда говорил: «Я не допущу, чтобы у меня ребёнок разбился, я себе не прощу!».
— Безопасность воспитанников была в приоритете. За час до занятий он проверял исправность всего оборудования, которое использовалось для тренировок. Если хоть что-то не так работало, он не мог успокоится, пока лично всё не починит, — поделилась Юлия.
Не время расслабляться
Пахалина вспоминает: во время занятий отец никогда не делал ей поблажек.— Мы тренировались без выходных. Единственный наш отдых был на Пасху и Новый год, — говорит чемпионка. — Утром 1 января я уже слышала от папы: «Юль, ну что, пошли попрыгаем?». «Ну пойдём», — отвечала я ему (смеется).
От спортсменов Пахалин требовал полной самоотдачи. Бывало, что тренировки проходили до 11 ночи, хотя бассейн закрывался в девять вечера. Строг был Владимир Васильевич не только к воспитанникам, но к самому себе.
— Он говорил: мы должны работать, а не отдыхать, потому что соперники тоже работают. Трудился круглые сутки: приходил домой, рисовал, вычислял, готовился — и так каждый день, — рассказывает Юлия.
Не все спортсмены выдерживали такой титанической нагрузки. Некоторые прерывали карьеру или уходили к другим тренерам. Сам же Владимир Васильевич себя изматывал и относился к работе с фанатизмом. Для него прыжки в воду были делом жизни.
Как все начиналось
Мало кто знает, что Пахалин начинал карьеру с гимнастики. Его тренером был чемпион СССР Евгений Николаевич Грачёв. Однако жизнь внесла свои коррективы. Из-за травмы плеча Владимир ненадолго покинул спорт, но разрывать с ним связь не было и мысли.Спустя время судьба подарила ему новый шанс. К себе в команду его пригласил работать Борис Клинченко — основатель местной школы по прыжкам в воду. По рассказам, он был строг к персоналу, но Пахалину давал «зеленый свет».
— Он видел в отце упорство, неординарное мышление, которые как раз нужны в спорте, — отмечает Юлия. — Именно Клинченко заложил фундамент, зародил в нем этот фанатизм — работать и только работать.
Ежедневные тренировки, создание нового оборудования, повышение уровня тренеров и развитие школы — всё было направлено на достижение одной цели — сделать из своих воспитанников чемпионов.
Пахалин — инженер!
Умение и знания Владимира Васильевича впечатляли. Он хорошо разбирался в устройстве механизмов. Это в дальнейшем помогло ему в спорте.— Во всём мире его звали «Пахалин-инженер», — рассказывает Юлия. — Была ситуация, когда на чемпионате мира в бассейне начал греметь трамплин. Тут же позвали папу, и он все починил. И таких случаев было много.
Пахалин был вовлечен в спорт безгранично. Он проектировал оборудование и элементы, разрабатывал методики. Владимир создал уникальный тренажер — лонжи, который помогает спортсменам раскручиваться. В бывшем Дворце водного спорта Пахалин установил его своими руками. Сегодня такой тренажер продают даже за границей.
— Папа мечтал, чтобы его дело было продолжено и очень страдал, когда видел, что никто не хочет сесть и выслушать его, чему-то научиться, — сожалеет чемпионка.
Продолжение дела
Пахалин часто говорил слова, которые в прыжках в воду никто не понимал. А все потому, что в своей методике он использовал многое из гимнастики. Как видим, такой симбиоз двух видов спорта принес большие результаты.— Папа никогда не переставал совершенствоваться, — говорит Юлия. — Одним из его учителей была Татьяна Петрухина, заслуженный тренер по прыжкам в воду. Каждый раз, когда он бывал в Москве, заезжал к ней за новыми знаниями.
Такой энтузиазм мало кто разделял в нашем городе. Слушать и учиться у Пахалина не хотели — то ли от лени, то ли от обывательского отношения к работе. Однако нашелся тот, кого Владимир Васильевич вдохновил. Им оказался простой родитель, который когда-то водил свою дочь на занятия к Пахалину. Зовут его Артем Ермолаев.
— Артем был искренне удивлен, что никто не хочет слушать человека, обладающего уникальными знаниями в области спорта. Он бросил свою работу и продолжил дело отца, — говорит Юлия. — Удивительно, что он даже не имел прямого отношения ни к гимнастике, ни к прыжкам в воду — был легкоатлетом.
Рвение к знаниям дало плоды. Артем научился работать со сложнейшим оборудованием. И даже Юлия готова прийти к нему на тренировку, не переживая за свою безопасность.
Пахалина верит: дело ее отца будет продолжено и прыжки в воду в нашем городе снова будут приносить удивительные результаты.