Китай стоит с чемоданом юаней у границ Приморья, но взять некому
Китай становится крупнейшим экономическим партнером России не потому, что это какое особенное проявление политической воли с российской стороны, а потому, что мы Китаю необходимы именно в том качестве, в котором сейчас сотрудничаем. Поэтому все крупные проекты российско-китайского сотрудничества имеют высокие шансы быть реализованными - даже те, которые для отечественной экономики не сильно полезны, считает экономист.
«Проекты будут выполнены, потому что Китай - это гигантская экономика. Если им что-то нужно, они это возьмут - на тех условиях, на которых они согласны взять», - говорит экономист.
Максим Кривелевич приводит простой пример. У Китая избыток зерна в размере порядка 20 млн тонн, которое нужно вывезти с севера страны на юг.
«И если бы у нас существовали зерновые порты, Китай за год смог бы организовать перевалку через нас двадцати миллионов тонн зерна - но это вопрос железной дороги, логистики и мы понимаем, что Китай стоит, условно говоря, с чемоданом юаней в руках, но ему не с кем здесь разговаривать, потому что этих портов нет», - отметил Максим Кривелевич.
И если Пекин запускает поезда скоростью 450 км/ч, то в России по-прежнему стоит вопрос о том, когда канализация появятся в сельской местности или когда начнется масштабная работа по газификации.
«Поворот на восток реально происходит, но он происходит в тех областях и в тех объёмах, в которых это нужно нашим партнёрам. Мы не управляем этим процессом», - говорит Кривелевич.
Он также отмечает, что интерес Пекина к продукции из России - скорее, демонстративный. Китаю в общем все равно, откуда они эту продукцию возьмут. Они присматриваются к Индонезии, Малайзии.
«Двадцать лет назад никто бы не мог сравнить экономику России и экономику Индонезии в пользу последней», - считает эксперт. А ныне это интересное место для инвестиций.
Кроме того, так и осталась в проекте идея международного финансового центра в Москве. Эти центры есть в Казахстане и Дубае, но в России так и не были реализованы.
«Самое смешное, что эти центры сейчас развиваются как раз на российские деньги», - резюмирует Кривелевич.